17.05.2011 | 10:53

Дни Булгакова в Художественном театре

Он относился к театру, как к любимой женщине, которая ушла от него. Михаил Булгаков любил и ненавидел театр. Особые отношения связывали писателя с МХАТом. Здесь 85 лет назад с написания пьесы «Дни Турбиных» начался путь Булгакова-драматурга. А затем, спустя десять лет постановкой «Кабалы святош» его роман с МХАТом закончился. Выставка «Дни Булгакова в Художественном театре», посвященная 120-летию со дня рождения писателя, – открывается сегодня. Рассказывают «Новости культуры».

После рукописей, которые не горят, и спектаклей, которые уже 80 лет не сходят с афиш, главное сокровище МХТ имени Чехова, доставшееся от Булгакова – картонная коробка, в которой хранится его знаменитый монокль.

«У писателя было плохое зрение, - говорит директор музея МХАТ Марфа Бубнова. - Хотя это не мешало ему в жизни отличать черное от белого».

На компромиссы он никогда не шел. Узнав, что пьесу «Дни Турбиных» по его роману «Белая Гвардия» сократили по цензурным соображениям, потребовал снять ее с репертуара. Вот его письмо, где он грозит уйти из театра. Авторский замысел сохранили. Станиславский Булгакова ценил, хотя порой недооценивал.

На выставке представлены и костюмы из «Кабалы Святош». Рецензенты увидели в этом спектакле биографию самого Булгакова, мол, это он боролся с советской кабалой – чиновниками, и в результате из трехсот рецензий сам Булгаков насчитал только 3 положительных. «Кабала Святош» – это спектакль, которым театральный роман Булгакова с МХАТом закончился – после его снятия из репертуара в 36-м, писатель ушел из МХАТа. А с «Дней Турбиных» в этом театре для Булгакова все начиналось. Хотя именно этот спектакль, который показывал «белых» в белом свете, выпил из него, по выражению Булгакова, несколько литров крови. Его то запрещали, то разрешали, Станиславский лично ходатайствовал перед Сталиным, который любил эту постановку.

«Сам Булгаков переживал сложные и тяжелые моменты, - рассказывает куратор выставки Ольга Полозкова. – И когда он пишет знаменитое письмо Сталину с просьбой отпустить его за границу, потому что здесь не дают возможность печататься, не дают возможность работать. Или же здесь дать ему абы какую работу, чтобы прокормить семью. И только после этого Сталин позволил ему работать в МХТ».

Драматургия Булгакова, как и чеховская, отвечает не на сиюминутные, а на вечные вопросы, поэтому до сих пор актуальна. В 2004-м на сцену МХТ вышла «Белая гвардия». С Константином Хабенским в главной роли.

Есть спектакли удачные, есть спектакли великолепные, а есть спектакли-легенды, - говорит режиссер Сергей Женовач. - Вот «Дни Турбиных» - это легенда МХТ, легенда всего русского театра».

Если бы не было Чехова, МХТ, вполне вероятно, мог бы называться именем Булгакова. Знаменитый «Театральный роман» Булгакова – это роман именно с МХАТом. Не случайно, навсегда уходя из театра в 36-м, Михаил Афанасьевич, как на память о любимой, захватил номерки мхатовского гардероба.