17.05.2011 | 11:02

Аристократка по рождению, королева – по призванию

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Софьи Пилявской - актрисы легендарного МХАТа. Ее учителями были Станиславский и Немирович-Данченко. Пилявская осталась вдовой в 42 года, но больше так никогда и не вышла замуж. До последних дней она хранила верность другой своей страсти – Московскому Художественному театру. Рассказывают «Новости культуры».

Ее навсегда так и запомнят, если не в белом, то черном, иногда серый, только три этих цвета она будет носить целых 46 лет – с того дня как похоронит мужа, и уже до своего, последнего дня. Но так и останется женщиной ослепительной красоты.

На сцене, едва появившись, завораживала. О ее роли, небольшой, в «Кремлевских курантах», Немирович-Данченко сказал: «хороша очень»! Книппер-Чехова советовала, как играть в «Идеальном муже», в ее письме 51-го года главное – «не мельчить образ ни обычным кокетством, ни интонацией вкрадчивой». Книппер-Чехову, с которой дружила, Пилявская, в письмах называла барыня, а про нее саму и сейчас говорят – королева.

«Я ее уже застал в возрасте, мягко скажем так, но я никогда на ней не видел ни разу чего-то мятого, непроглаженного, всегда была копна седых волос уложена определенным образом, в ней была стать, и когда она приходила вот так, ты не мог себе позволить, ты подтягивался и соответствовал», - вспоминает ученик С.Пилявской, народный артист России Алексей Гуськов.

«Вспоминаются глаза, интонация… в театре так важна интонация, – говорит заслуженный артист России, ученик С.Пилявской Игорь Золотовицкий. – В 10 ряду большого зала не видно глаз, а интонация она доходит до балкона и вот интонация Софьи Станиславовны, она сейчас у меня в ушах. Многие зрители ее знают по «Покровским воротам», где она играла тетю главного героя».

Михаил Козаков как-то признался – именно Пилявская уговорила чиновников дать разрешение снять этот фильм. Кто будет играть интеллигентную московскую тетушку, и не раздумывал. Только она, с ее-то манерами, со словом и слогом - безупречными, словно откуда-то из прошлого, XIX века.

Она и правда, аристократка по рождению, польская дворянка, но из Красноярска, куда еще до революции был сослан отец. Но роль, словно специально для нее предназначенную, пушкинскую Марину Мнишек, ей так и не удастся сыграть, потом и сама как-то горько признается – сколько их у нее, этих несыгранных ролей. – С 37-го Пилявская дочь врага народа, отец вновь и уже навсегда арестован, от увольнения каким-то чудом спас Станиславский, она будет блистать – в «Синей птице», «Пиквикском клубе», в «Горе от ума», и так и не привыкнет к этим новым советским героям – ну разве бывают трактористки с такими глазами.

Народная артистка России Наталья Тенякова говорит о том, что у Пилявской было «не советское лицо», поэтому ее практически не снимали в кино. «Она была слишком хороша для советского кино», - добавляет актриса.

Словно заново ее откроет Олег Ефремов – она снова на сцене театра, которому так и осталась верна. На этой же сцене сейчас ее ученики, для которых она всегда, словно польская княжна, недосягаемая, Софья Пилявская и почему-то такая родная – просто пани Зося.

Читайте также: 

Софья Пилявская. "Одиночество, поскольку равных - нет"