01.12.2014 | 10:30

В столице объединяют театральные учреждения

Реорганизация театров (на языке чиновничества – «оптимизация»), вызвала не малый шум и волнение в профессиональном сообществе. Свое мнение высказал и председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. В статье «Театр абсурда», которая была опубликована в «Российской газете», он назвал «театральной коллективизацией» слияние в одну административную единицу абсолютно разнородных коллективов. А процесс идёт. «Эпидемия оптимизации» (это тоже слова Калягина) затронула несколько регионов, включая Москву. Из 112 театров и концертных площадок столичного департамента культуры десять уже объединяются.

В театре «А.Р.Т.О.» готовятся к переезду – вот-вот начнётся капитальный ремонт, по окончанию которого коллектив надеется вернуться в родные стены на Сретенском бульваре. С первого марта театр «А.Р.Т.О.» юридически перестанет существовать. Он войдёт в состав Центра драматургии и режиссуры, как автономная творческая лаборатория.

«Надеюсь, что это действительно будет так, что у нас будет своё внутреннее штатное расписание… То есть, все мои сотрудники остаются на своих должностях, вся схема управления, которая направлена на наше творческое устройство остаётся, и что вот эти все финансовые дела, отчёты, постоянная "административка", как мы её называем – она уйдёт в общую дирекцию, а мы будем заниматься только созданием спектаклей»,  говорит об инициативе Николай Рощин художественный руководитель театра «А.Р.Т.О.», режиссёр, сценограф, актёр.

Твори и ни о чём не волнуйся – звучит неплохо. При том, что самобытность творческого коллектива обещают сохранить. 

«Когда мы перестанем быть театром, у нас появится директор и все полномочия уйдут к нему. Мы не знаем, что произойдёт. Мы не видим это закреплённым на бумаге, или в уставе, или в каком-то приложении к уставу»,  комментирует режиссёр. 

Коллектив театра «А.Р.Т.О.» сам разработал такое положение и предложил для рассмотрения. Главное, всем творческим процессом управляет только худрук – Николай Рощин. 

«На мой взгляд, бессмысленно пытаться закрепить какие-то права, которые будут носить персональный характер, закреплять за собой пожизненное право владения имущественным комплексом, какое-то пожизненное право руководства. Поэтому в рабочем порядке, в разумные сроки руководство департамента культуры будет рассматривать все творческие предложения», – заявляет директор Центра драматургии и режиссуры Дмитрий Палагута.

Изначально оптимизация стартовала в регионах. Несколько месяцев назад появилось Тюменское концертно-театральное объединение, в народе его прозвали «концертно-танцевальным», видимо из-за разнородности вошедших в него учреждений: драмтеатра, филармонии, театра кукол и ДК «Нефтяник». Генеральный директор объединения Михаил Бирман уверяет: сейчас решение вопросов стало более оперативным, а каждое направление развивается по своим планам: «За семь месяцев работы мы практически не сократили ни одну творческую акцию, может быть даже их стало больше. Мы привлекли больше денег в творческую часть. Мы не сократили ни одной постановки. Коллективы театров постоянно ездят на фестивали».

Какие театры будут объединены в Москве, выбирали, исходя из индивидуальности каждого коллектива,  уверяют в столичном департаменте культуры. Оптимизация уже вызвала немало споров, в СМИ даже появилась информация о слиянии таких разных театров, как «Шалом» и Центра драматургии и режиссуры. Как мы выяснили, информация неверна. «Шалом» временно занимает одну из площадок ЦДР из-за капремонта. Что касается детского театра «А-Я», то он объединяется с Москонцертом, в котором уже немало организаций, из-за проблем с помещением и чтобы показывать свои спектакли не только в центре Москвы. А театр «А.Р.Т.О.» – дабы обрести крепкий управленческий ресурс и разгрузку от бытовых узкоспециальных проблем. Будет ли кто-то на очереди, пока не ясно.

«Бизнес-плана по оптимизации на сегодняшний момент нет. У нас нет задачи – каждый год оптимизировать какое-то количество учреждений. Сейчас мы закончим оптимизацию, посмотрим, как в 2015 году будут работать и Москонцерт, и центр драматургии, которые получили в свой штат новые творческие коллективы, и увидим, насколько действительно это было оправдано и необходимо», – объясняет начальник управления по работе с творческими организациями Департамента культуры Москвы Наталья Дрожникова.

Реорганизация должна сэкономить бюджетные средства – теперь только один отдел кадров, бухгалтерия, директор. И благая цель – сохранить уникальные творческие коллективы в современных экономических условиях. Правда, есть и те, кто сомневается. В их числе – литературный критик, руководитель рабочей группы по театральному искусству Министерства культуры РФ Григорий Заславский: «Я отношусь очень плохо. Когда решения принимаются, абсолютно игнорируя мнения профессиональной среды, – мнение союза театральных деятелей, мнение самих руководителей театров… Да, наверное, любой руководитель хочет самостоятельности, но нужно услышать, что в этом протесте люди руководствуются не какой-то блажью. Необходимо понимание того, что каждый театр – он сложен своею неповторимостью».

Результаты оптимизации в Москве планируют подвести где-то в ноябре 2015. Уже создали экспертный совет по театрам и концертным организациям, в который, по данным департамента, вошли деятели культуры.

Новости культуры