27.11.2014 | 16:25

Владислав Чернушенко отмечает юбилей творческой деятельности

В Государственной Капелле Санкт-Петербурга сегодня пройдет концерт, посвященный 40-летию творческой деятельности ее художественного руководителя и главного дирижера Владислава Чернушенко. Он возглавил Капеллу в тот момент, когда в ее возрождение уже мало кто верил. Но Чернушенко это удалось: в короткий срок он вернул Капеллу в число лучших хоров мира. Музыканты исполняют сложнейшие оратории и кантаты, сочинения западных и отечественных композиторов разных эпох и стилей.

Выбор произведения для концерта, посвященного знаковой дате, Владислав Чернушенко объясняет исключительно желанием продемонстрировать возможности Санкт-Петербургской капеллы. Никакого прощального акцента, только подведение промежуточных итогов. Реквием Верди, написанный в свое время для лучших итальянских певцов, как никакой другой шедевр концертной классики, ярко представляет триаду «хор, оркестр, солисты».

«И, конечно, чрезвычайно важно, что труднейшие сольные партии, которые доступны далеко не каждому, исполняют артисты хора Капеллы», – говорит Владислав Чернушенко.

Любой юбилей – условность, но осень 2014-го для Чернушенко действительно знаковый рубеж. Впервые порог Капеллы он переступил 70 лет назад после возвращения в Ленинград из эвакуации, когда хоровое училище пыталось преодолеть последствия блокадного периода.

Ленинградскую консерваторию Чернушенко заканчивал дважды, дирижерскому искусству учился у Ильи Мусина, но понимание профессии сложилось под воздействием Евгения Мравинского, чье музыкальное видение он до сих пор боготворит.

«Мусин – это замечательный педагог в классе, а Мравинский – самая главная фигура во всем дирижерском мире», – считает Владислав Чернушенко.

40 лет назад Чернушенко возглавил Капеллу, до этого за короткое время на посту руководителя сменилось семь музыкантов, хоровая школа разваливалась не имея лидера и концепции развития. Спустя годы заслуги Чернушенко обозначил великий Георгий Свиридов: «Мы должны быть благодарны Чернушенко за то, что он реставрировал петербургскую певческую Капеллу, как реставрируют старинную икону. Эта работа выдвинула его в число крупнейших фигур русской музыки».

Предмет многолетней заботы Чернушенко – состояние в стране певческого дела.

«Если бы вернулись уроки пения в школьную программу, – мечтает Владислав Чернушенко. – Вспомним один из девизов – “запоет школа запоет народ”».

К масштабным певческим фестивалям под открытым небом, с участием многотысячной аудитории можно относится по разному, но факт состоит в том, что подобные акции возвращают людей к песне. Двигателем этого процесса остается человек, который следуя завету Мравинского, называет себя чернорабочим музыкального мира.

Новости культуры