02.11.2014 | 11:30

Календарь. 2 декабря 2014 года

В этот день 155 лет назад родился Жорж-Пьер Сёра.
Уже ранние его картины поражали оригинальностью. Он показал их на выставке Парижского салона 1883 года. Критики отмечали постоянное оживление возле работ молодого художника и "шумный хохот, утрированный для того, чтобы как можно больше обидеть".
На следующий год Сёра познакомился с Полем Синьяком и вместе с ним разработал новую художественную манеру – пуантилизм.
Живописная поверхность картины, подобно мозаике, состоит из множества мелких мазков в форме точек чистого цвета. Только на определенном расстоянии от полотна точки сливаются воедино, образуя изображение.
Сёра верил в силу теории. Он обладал удивительным даром убеждения. Локальный метод, который мог так и остаться индивидуальным "творческим почерком", благодаря таланту и обаянию личности Сёра овладел умами многих.
Ему было отпущено совсем немного лет. Он умер в 32 года, оставив беременную вдову с годовалым ребенком на руках. На мольберте в мастерской осталась незаконченной последняя картина "Цирк". Узнав о его смерти, Люсьен Писсарро воскликнул: "Пуантилизм умер вместе с ним!"
 Жорж Пьер Сёра 1859 – 1891

Семь последних лет жизни он оказался, по сути, прикован к постели, практически парализованный артритом. Но, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии.
Его ближайший друг Анри Матисс навещал его каждый день. Однажды, наблюдая за тем, с какой мукой даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: "Почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?" Он ответил: "Боль проходит, а красота остаётся".
95 лет назад умер Пьер Огюст Ренуар.
"Рука Ренуара, – писал Октав Мирбо, – была создана для того, чтобы изображать счастье, которое испытывает взгляд".
Пьер Огюст Ренуар 1841 – 1919

2 декабря 1891 года родился Отто Дикс.
Наброски к своим первым знаменитым картинам он начал писать на передовой во время I Мировой войны. Он пошел на фронт добровольно. Четыре года провел в окопах, был ранен и награжден Железным крестом.
Подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах, среди толп инвалидов, нищих, проституток, голодных детей. Он запечатлевал на холстах страшные гримасы времени с предельной точностью старых мастеров.
Он говорил: "Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне. Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство утверждает".
К концу 20-х годов репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
Но приход к власти Гитлера положил конец его блестящей карьере. На полях письма, в котором друзья Дикса просили не исключать его из Академии художеств, новый премьер-министр Саксонии написал: «Эта свинья еще жива?»
Часть его произведений была публично сожжена. Дикс отправился в добровольную ссылку в глухую провинцию на юге Германии. Там он писал картины на библейские сюжеты, которые воплотили предельный ужас и не умирающую надежду.
После войны о Диксе практически забыли. Мировое признание пришло к нему уже посмертно. Надпись на памятной табличке на доме, в котором родился художник, печально констатирует: "Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было".
Отто Дикс 1891 – 1969