18.05.2011 | 10:23

По ту сторону войны

Полторы тысячи дней он видел войну через объектив камеры. Владислав Микоша – один из самых талантливых военных корреспондентов времен Второй мировой. Он всегда был в гуще событий: снимал оборону Кавказа, бомбежку Лондона, освобождение Крыма, Румынии, Болгарии, Польши. Одновременно был и кинооператором, и пишущим журналистом. Сохранилось больше пяти тысяч снимков Владислава Микоши с фронтов Второй мировой. Их малая часть была представлена сегодня широкой публике на выставке «Владислав Микоша: по ту сторону войны». Выставка открылась в аэропорту Шереметьево. Рассказывают «Новости культуры».

Чтобы попасть на эту выставку, не нужны входные билеты, лишь немного времени – после посадки самолета или перед вылетом. Персональная выставка фотографий Владислава Микоши разместилась в одном из терминалов аэропорта Шереметьево. Обстановка привычная для профессионального репортера. Поэтому и выбор экспозиционного пространства сомнений не вызвал.

«Из него циника было сделать невозможно, потому что он изначально был романтиком, - говорит Джемма Фирсова, актриса, режиссер-документалист, вдова В. Микоши. – Он всю жизнь стремился в горы, в море, он всю жизнь стремился в заоблачные высоты и никогда не думал о том, чтобы сделать карьеру».

В фуражке, с трубкой во рту он больше похож на кинозвезду. Артистичный, обаятельный, не унывающий. О фотографиях Владислава Микоши говорят: «в них есть температура события». Температура экстремально высокая: через огонь второй мировой Владислав Микоша прошел, с киноаппаратом и фотокамерой наперевес.

«Он каждой фотографией хочет рассказать не только о событии, но и том, что переживали люди, которые в этом событии участвовали, - говорит заместитель директора по выставочной деятельности Московского дома фотографии Нина Левитина. – Мне кажется, что это его принципиальная позиция».

Выпускник операторского факультета ВГИКа, он и с фотоаппаратом работал как оператор. Под обстрелом снимал стоя, не боясь стать легкой мишенью для противника.

«Это не так видно на фотографиях, на кинопленке это виднее, но все равно это видно, что оператор снимал стоя. Он не прятался. Вот видите, матросы прячутся за бруствер, оператор стоит над ними», - говорит Джемма Фирсова.

Страшные будни войны – и необыкновенный лиризм почти в каждом кадре. Сосредоточенное лицо фронтовика и мальчик, робко спешащий за отцом. Весной 42-го многие его коллеги видели в объектив только, бесконечные контратаки и наступления. Владислав Микоша смог рассмотреть и саму весну. Цветущая яблоня как символ будущей победы, о которой в 42-м тогда даже мечтать боялись. Для потомков он хотел сохранить именно такое лицо этой войны – не пугающее, а с бесконечной верой в жизнь.