26.11.2014 | 11:17

Композитор Владимир Косма впервые выступил в Москве

Он родился в Бухаресте, там же окончил консерваторию, но стал известен, прежде всего, как французский композитор, который написал музыку к знаменитым фильмам – «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Игрушка» и «Бум». Всего в творческой копилке Владимира Косма 160 блистательных саундтреков, а также три оперы и несколько кантат. В Государственном Кремлёвском дворце состоялся первый в России концерт маэстро.

Владимир Косма никогда не разграничивал музыку на «для кино» и «не для кино». Впервые в Москве со сцены Кремлевского Дворца звучат его мелодии из десятка французских фильмов, переработанные специально для этого концерта. Многие из них мы знаем с детства и узнаем с первых нот, но зачастую даже не подозреваем, что их автор – именно Владимир Косма.

«Под каждый фильм найти своё звучание, для каждого героя подобрать особый инструмент», – вот правило Владимира Косма, которого он придерживается почти 50 лет – столько пишет музыку для кино. Образ «рассеянного» Пьера Ришара раскрывали у него саксофон и пианино – ведь на них, говорит, часто играют в цирке. Чтобы исполнить музыку к фильмам «Игрушка» и «Высокий блондин в черном ботинке» Владимир Косма привез с собой музыкантов из родной Румынии.

«Дело было так: изначально для сцены, когда Пьер Ришар в начале фильма спускается по эскалатору в аэропорту, режиссер хотел, чтоб я написал пародию на «Джеймса Бонда», – рассказывает композитор. – Но копировать кого-то я не люблю. И я предложил – пусть герой Ришара будет выходцем из Румынии или России. И намекаем мы на его происхождение именно музыкой, которая исполняется на цимбалах и пан-флейте – национальных румынских инструментах».

Помимо Пьера Ришара под его музыку плясали, любили, убивали и убегали от погони Жан-Поль Бильмондо, Софи Марсо, Жерар Депардье, Луи Де Фюнес…

Танец из кинофильма «Приключение раввина Якова», ставший во Франции хитом, Владимир Косма придумывал до съемок и репетировал с Луи Де Фюнесом полтора месяца. Но большинство мелодий написаны композитором иначе.

«Когда сочиняешь музыку к фильму, довольно часто следуешь очень четкому сценарию, раскадровке режиссера, – говорит Владимир Косма. – Всё расписано по секунде: здесь гонится полиция, здесь крупный план оружия, дальше может пойти романтическая сцена в филармонии… Я же соединяю это в музыке и музыкой. А публика в концертном зале думает, что всё это родилось исключительно по моему вдохновению».

«Музыка – не фон для кинокадра, она должна давать подтекст», – считает Владимир Косма. Наверное, поэтому его мелодии в концертном зале звучат не просто прекрасно, в воображении каждого слушателя они рождают своё кино – и далеко не всегда это комедия.

Новости культуры