26.11.2014 | 12:04

ГМИИ приглашает в гости к Родченко и Степановой

В музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка к 120-летию со дня рождения Варвары Степановой. Она называется «В гостях у Родченко и Степановой». Эти два имени в истории советского искусства стоят рядом. Их сочетание означает партнёрство, взаимопонимание, дуэт, семью. Родченко и Степанова на весь мир объявили, что прославляют «вслух революцию, как единственный двигатель жизни». Но настоящим мотором для Родченко была Степанова. Он так и писал ей в письме, когда они в эвакуации оказались в разных городах, что остался без своего мотора. Экспозиция в Пушкинском разделена по темам на девять залов.

«В гостях у Родченко и Степановой» – название выставки и концепция экспозиции. Творчество, мастерская, быт, дом, семья – были для этих художников единым пространством. Так масштабно наследие Родченко и Степанова зрителям представлены впервые.

«Так мы говорим – Родченко и Степанова – даже без имен, это такая мифологема абсолютная, – отмечает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. – Мы приглашаем всех в мастерскую этих двух талантливых людей, которых даже представлять не надо. Это такие своеобразные иконы русского авангарда».

У выставки обратная логика. От плакатов, которые в нашей стране знает, кажется, каждый – постепенное погружение в лабораторию, к начальным экспериментам. Художники работали во многих формах: живопись, фотография, оформление изданий, реклама, театральные декорации, модели одежды, дизайн.

Рабочий стол. Часть интерьера рабочего клуба. Проект этого оборудования Родченко представил на Парижской выставке 1925 года. Мебель яркая, трансформирующаяся, практичная, доступная. В нашей стране этот проект реализован не был. А вот на мировой дизайн интерьеров повлиял очень сильно. Такая популярная сегодня – многофункциональная, раскладывающаяся, геометричная мебель, которая есть практически в каждом доме – восходит к идеям Родченко.

Начинал Родченко – как живописец. Ранние работы – близки символизму. Футуристическая эстетика. Пластика кубизма. От модернистских исканий – перешел к абстрактным геометрическим построениям.

«Если у Малевича просто закончилась живопись, то у Родченко беспредметная живопись кончилась, – поясняет куратор выставки Алла Луканова. – Он выставил три доски – как он говорил. Три одинаково закрашенных холста. Один красный, другой желтый, третий синий. И вот эти три гладко закрашенных доски или три гладких цвета говорят о том, что плоскость есть только закрашенная плоскость, и не может быть никаких изображений. И отныне искусство должно иметь совершенно другие цели».

Родился – конструктивизм. Искусство, внедренное в быт. Эти конструкции – реализованные в объеме формулы. Материальное воплощение абстрактных идей, научных закономерностей. Но потом – все шло в дело.

«Степанова использовала словарь язык формул Родченко для того, чтобы дальше из них собирать свое, свой собственный мир, – рассказывает внук А. Родченко и В.Степановой, куратор выставки Александр Лаврентьев. – Спортивные костюмы, театральны костюмы, рисунки для тканей. И, конечно, она была хранителем очага, хранителем дома, она прекрасно готовила, она пекла пироги».

Все авангардисты – с проектным оптимизмом смотрели в будущее. Для Музея Пушкина эта выставка – тоже взгляд в будущее. Тут мечтают о музее Родченко и Степановой, о музее русского авангарда.

Новости культуры