18.05.2011 | 11:09

В чем музеи России видят свое будущее, и что мешает его достижению?

Сегодня, в Международный День музеев, двери большинства российских и зарубежных собраний открыты для бесплатного посещения. Так «хранители древностей» отмечают профессиональный праздник. Начало традиции было положено в 1977-м, на Генеральной конференции Международного совета музеев. А сама идея принадлежит Ирине Антоновой, директору Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Ежегодно к 18-му мая музеи стремятся приурочить презентацию новых выставочных и просветительских проектов - и публика отвечает им взаимностью. Но как добиться того, чтобы массовый интерес к прекрасному не ослабевал и в «будни»? Проблему взялась исследовать съемочная группа «Новостей культуры».

Художественные и исторические, литературные и музыкальные, природные и технические.… В нашей стране – около 2000 только государственных музеев. В их фондах – 73 миллиона экспонатов. Более 70 миллионов посетителей ежегодно. Но разве можно оценить значение музеев цифрами? Нет – считает художник Борис Мессерер.

«В моей жизни музей имеет огромное значение, - говорит Мессерер. - Я вам так скажу, Пушкинский Музей изобразительных искусств, весь этот район, который вокруг музея, всегда мне приходит в голову, когда думаю о Москве как о городе. Это самый притягательный кусочек Москвы: там бродить, ходить, это наслаждение».

Его любимый музей имени Пушкина сегодня – один из самых успешных в России. Доказательства – выставки, увидеть которые выстраиваются длинные очереди. Но и у лучших музеев страны есть свои проблемы: чтобы показать все экспонаты музея его площади нужно как минимум утроить.

«Проблемы есть у всех, - говорит министр культуры РФ Александр Авдеев. – Ремонтировать нужно и столичные музеи, и музеи периферийные. Денег не хватает. Расширять нужно экспозиционные выставки и там, и здесь. Нужно реставрировать фонды. Проблема зарплаты у больших музеев такая же, как и у маленьких».

О маленьких зарплатах музейных работников говорят давно и много. Министерство культуры ждет, что Правительство утвердит для него новые функции и позволит, например, переаттестовать реставраторов и платить им соответственно их профессиональному статусу. Финансовый вопрос обещают закрыть в ближайшие пять лет. Остальные – в течение десяти.

Как вариант предлагают музеям научиться зарабатывать деньги: привлекать публику и инвесторов, выпускать книги, сувениры. В пример ставят успешный опыт зарубежных коллег. Примерно треть своего бюджета европейские музеи зарабатывают сами.

«Прежде всего можно поучиться такому умелому и красивому комплексу маркетинга, которым обладают зарубежные музеи, - говорит куратор Международного фестиваля музеев «Интермузей 2011» Галина Зайцева. – То есть, нацелившись на определенную аудиторию, они делают все, чтобы эта аудитория была у них. Если это дети, если это молодежь, то это чрезвычайно интересные интерактивные сюжеты, которые буквально привлекают в музей, это определенные выставки, это хорошее оборудованное, продуманные дизайнерские решения».

Образцы таких программ представят уже этим летом на международном фестивале «Интермузей 2011». Среди участников – около сотни российских музеев, среди экспертов – представители музейного сообщества из разных стран. Они приготовили мультимедийную презентацию «Окно в мир». Окно в Интернет-пространство несколько лет назад открыли авторы сетевого проекта «Музеи России». Портал помогает ориентироваться в многообразии музейных проектов.

«Музеи стараются убрать паутину, убрать некую традиционную заскорузлость,– говорит руководитель портала «Музеи России» Кирилл Наседкин. – Поэтому музеи стараются добавлять те средства, которые доступны сейчас молодежи. Это и компьютерная техника, много аудио, видео, интерактивных средств в музеях, для того, чтобы люди могли взаимодействовать: не только пришел, посмотрел на что-то через стекло или на что-то на стене, но и потрогать, поговорить, узнать что-то новое, поиграть – это нормальный процесс».

В этом плане образцово-показательным вполне можно назвать Музей кино при «Мосфильме». Никаких проблем с посещаемостью. Ежегодно посмотреть, как делается российское кино, приходят более ста тысяч человек, в основном молодежь. Поток посетителей приходится даже ограничивать – чтобы не мешали кинопроизводству. Нет проблем у музея и с площадями: весь киноконцерн – большая выставочная площадка.

«Почему у нас довольно успешно пошло это музейное начинание? Я думаю, что у нас очень мало музеев развлекательных, таких музеев, куда с семьей приходят, – говорит генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. – У нас много хороших, правильных музеев, но должны быть еще, мне кажется, музеи с облегченной задачей, но естественно, которые несут и в себе все-таки какую-то культурную составляющую».

Увы, возможностями «Мосфильма» располагают не все. Зато проблемы почти у всех общие – государственное финансирование, правительственные программы, квалифицированные кадры, новые помещения. Пока это все в дефиците, рекорды посещаемости музеи бьют лишь несколько раз в год – когда вход становится бесплатным.