25.11.2014 | 12:59

Петер Штайн встретился со студентами ГИТИСа

Петер Штайн снова ставит спектакль в России. На этот раз знаменитый немецкий режиссёр работает с театром Et Cetera, ставит «Бориса Годунова». Спектакли Петера Штайна вполне можно считать классическими. Но многие его высказывания парадоксальны и даже эксцентричны. Например, он утверждает, что режиссёр по-настоящему ничего не умеет – ни петь, ни рисовать, ни танцевать. Он всё может понемногу. Но эта позиция не мешала ему учить уму-разуму, делиться опытом со студентами ГИТИСа – и студенты ловили каждое слово мастера. Их встреча была сегодня.

В том, что небольшая библиотека ГИТИСа вместит с трудом всех желающих послушать Петера Штайна, – сомнений не было. Студенты сидели за партами, на партах, на ступеньках и даже на полу. Знаменитый режиссёр огорошил сразу: «В учебном заведении научиться режиссуре нельзя!». «Лишь жизнь и искусство этому научат». Все свои тезисы Петер Штайн мгновенно иллюстрировал примерами из собственной биографии: «10 лет я учился в университете. Но параллельно я всегда читал книжки. Благодаря этой «библиотеке в голове» я прослыл в Германии «самым интеллигентным режиссёром». Но сам-то я себя таковым не считаю. Люди театра не могут быть интеллигентными. Они все немного сумасшедшие».

От того, как он пришёл к этому «безумию», Штайн быстро переходит к вопросу – для чего? Ответ по-немецки точен и прост: каждую постановку делает ради глубокого и настоящего знакомства с великими произведениями литературы. Сейчас это – «Борис Годунов» в театре Et Cetera. В описании своего метода Штайн пошел «от противного». Остроумно объяснял, почему для него неприемлемо, чтобы Гришка Отрепьев говорил по смартфону, чтобы Годунова проецировали на гигантский экран, и почему пистолеты-лазеры в руках бояр как у Богомолова в Ленкоме – это лишнее. Штайн смело критикует не только коллег, но и своих актеров. Говорит, пока не может добиться, чтобы текст Пушкина они не просто монотонно декламировали.

«Я взяла для себя то, что актер на сцене должен понимать, что он и играет и о чём. Вовлекать себя в смысл текста. Если он не понимает смысла текста, историю той эпохи – он не сможет прожить на сцене то, что написано автором», – поделилась впечатлениями студентка ГИТИСа Ольга Штанько. 

«Мне понравилось, что ему нравятся русские актеры своей эмоциональностью и отличием от других. Он отмечал, что русские актеры – почти 90% из них – могут заплакать совершено с пол-оборота. Это отличает русских от других», – добавил другой слушатель, студент Дмитрий Елецкий.

Петера Штайна считают истинным «приверженцем» системы Станиславского. При этом будущим артистам он заявил: никакой системы не существует вовсе. И талант – он либо есть, либо нет. Но режиссер тут же добавляет: если есть, то его можно развить до необычайных размеров. Поэтому Штайн и обожает работать с русскими артистами, поэтому с таким удовольствием встретился сегодня с гитисовцами.

Новости культуры