18.05.2011 | 15:33

Большому театру кукол - 80 лет

Большому театру кукол – 80 лет. Любимый детьми и взрослыми, театр возник в мае 1931 года. Сначала он располагался в небольшом доме на Поклонной горе. Артисты ездили с чемоданами кукол по детским домам и школам. Спектакли театра – а их несколько десятков – видели уже четыре поколения ленинградских и петербургских детей и взрослых. В честь юбилея там поставили новый спектакль по пушкинским новеллам «Станционный смотритель» и «Метель». Рассказывают «Новости культуры».

 

Маленьким актерам может позавидовать любой их большой коллега, ведь куклы никогда не стареют. Даже те, что играли в спектакле «Сказание о Лебединце-городе» полвека назад, все еще сохраняют блеск своих глаз и свежесть кожи.

Завлит Кира Черкасская в театре уже 25 лет. Она работала еще с Виктором Сударушкиным – режиссером, благодаря которому театр в 1970-е годы получил мировую известность. Имея концептуальное мышление, режиссер сохранил детскую душу. Говорят, его нельзя было назвать большим ребенком. Просто – очень талантливым. Именно за это некоторые в театре его ненавидели. Завистники поставили крест на карьере.

«Мне вспоминается фраза которую сказал протоиерей свешников: "Какая мука в предательстве, и как покойно быть преданным". Наверное ему было покойнее быть преданным чем самому предать», – говорит Кира Черкасская.

Было написано письмо в высокие инстанции, в котором Сударушкина обвинили в пьянстве. Даже мировая слава его героев – Поросенка Чока и Слоненка – не спасла автора от приговора обкома партии. Теперь режиссеру, которому исполнилось бы 75 лет, открывают мемориальную доску. Когда внучка мастера Лиза Сударушкина дернула за веревочку, имя деда засияло золотыми буквами. А потом был дан мемориальный спектакль. Тема и материал постановки соответствовали масштабу личности юбиляра. Нынешний главный режиссер Руслан Кудашов поставил спектакль «Покаяние и прощение» по пушкинским «Повестям Белкина».

«Самый воздушный поэт – Пушкин – тянет нас всех вверх, сохраняя для нас дар русской речи», – замечает Руслан Кудашов.

Поэзия, по словам режиссера, всегда составляла суть кукольного действа. В этом отличие кукольного театра от драматического. И действительно, персонажи премьерного спектакля, при всей схожести с реальными людьми, обладают воздушностью героев картин Шагала. В них угадывается что-то общее и с самим Пушкиным, и с попавшим в опалу Сударушкиным. Если от наветов не спасает ни честное имя, ни талант, ни упорный труд, судьбы поэтов становятся похожи одна на другую.

«Он любил работу, он был весь в ней, и нам доставались крохи. Он был весь в театре. Это его дело было, его жизнь», – заверяет дочь режиссера Екатерина Сударушкина.

При входе в театр пока нет даже афиши с названием новой постановки, но факт рождения спектакля уже записали в историю театра. Это значит, что юбилей получился.