24.11.2014 | 13:14

75 лет Андрею Хржановскому

30 ноября юбилей отмечает режиссер, народный артист РФ Андрей Хржановский. В этот день в эфире телеканала "Россия К" – программа "Линия жизни" (21:15), художественный фильм "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" (22:05); в рубрике "Авторская анимация Андрея Хржановского" (10:00, 16:00, 20:40, 00:10, 1:35) собраны знаковые работы режиссера.

Герой программы "Линия жизни" (30 ноября, 21:15) – режиссер, заведующий кафедрой режиссуры анимационного фильма ВГИКа, Андрей Хржановский снискал славу оригинального и самобытного мастера, раздвинувшего пределы художественных возможностей анимации и документального кино. "Для меня лично, линия жизни – это то, что обеспечено нашим прошлым, нашими связями и общением, людьми, которым мы должны быть благодарны, но не всегда так поступаем. Моя линия жизни – это череда бесконечных благодарностей. Я – человек ленивый и стеснительный. И если я что-то смог в жизни добиться, то только в силу преодоления этих двух качеств. И раз уж я не выпрыгнул в окно по дороге к вам, как мой любимый герой Подколесин, то вы можете спрашивать меня обо всем". Отвечая на вопросы зрителей, Андрей Хржановский рассказывает о родителях (его отец – ученик Павла Филонова), о своих творческих поисках, встречах и дружбе с Эрастом Гариным, Федерико Феллини, Альфредом Шнитке, о творческом союзе с итальянским писателем и сценаристом Тонино Гуэрра.

Создатель мудрых и озорных лент "В мире басен", "Чудеса в решете", "Дом, который построил Джек", "Королевский бутерброд", "Лев с седой бородой", "Долгое путешествие", "Жил-был Козявин" убедительно просит не называть его классиком советской анимации. "Мультипликаторы, аниматоры – это люди удивительной профессии. Поэтому я очень нервничаю, когда меня называют мультипликатором. Я этого не заслужил! Это целая отдельная профессия, которой я, к сожалению, не обучен. Еще более неловко себя чувствую, когда с чьей-то легкой руки я становлюсь "классиком отечественной анимации". Да никакой я не классик. Только если в том случае, что я делал работы по произведениям классиков. Классик из классиков – это Хитрук! Я снимаю перед ним шляпу не только как перед великим мастером, но и как перед великим педагогом. Это человек, которому я обязан, именно он привил мне любовь к отечественной анимации. Дай Бог ему здоровья!"

Фильм Федора Хитрука "История одного преступления" вышел как раз в год, когда Хржановский заканчивал факультет режиссуры игрового кино, и во многом определил выбор начинающего кинематографиста. "Моя дипломная работа – фильм "Жил-был Козявин". Меня долго не допускали к защите, а работу отказывались принимать с формулировкой "сюрреализм". Стали ждать, когда приедет Сергей Герасимов, который тогда был заведующим кафедрой. Он посмотрел, почесал голову и сказал: "Да, это сюрреализм. Но это же наш социалистический сюрреализм – соцсюрреализм". И допустил меня к защите".

Всевозможных экспериментов в творческой биографии Хржановского было немало – кажется, что ему нравится удивлять. Он использовал необычный литературный материал (например, рассказ Тонино Гуэрры "Лев с седой бородой"). Сочетал анимацию и документальное кино. Создавал фильмы на основе рисунков и эскизов Феллини и Пушкина. "Как-то в витрине книжного я увидел альбом Эфроса "Рисунки Пушкина", книга меня захватила и вдохновила на то, чтобы познакомиться с рукописями Пушкина. Любой из нас знает от силы несколько десятков рисунков поэта, а ведь у Пушкина их было около двух тысяч! Теперь мне время от времени подкидывают идеи: "А Вы помните, что Лермонтов хорошо рисовал?", "А вы знаете, у Гоголя какие были рисунки!".

Однако всерьез и надолго Хржановского заинтересовала другая личность – его современник Иосиф Бродский. Художественный фильм "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" (30 ноября, 22:05) посвящен жизни Иосифа Бродского до того, как в 1972 году он был выслан из России. Сначала Андрей Хржановский снял короткометражный анимационный фильм "Полтора кота". Кот Анны Ахматовой был таким энергичным, что она называла его "полтора кота" и добавляла: "Вам не кажется, что он похож на Иосифа?". Поэт считал кота своей внутренней сущностью и часто вместо подписи рисовал его под стихами. Вместе со сценаристом Юрием Арабовым Хржановский написал сценарий для своего первого полного метра, сочетающего элементы анимации, игрового и документального кино. "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" – это фильм о Поэте и времени, через которое движется этот поэт, которое откладывается у него в уме и на сердце. Делать этот фильм мне помогал один великий автор, имя которому Иосиф Бродский. Фильм основан на материалах биографии, рисунках и прозе Бродского. Но это не биографический фильм, это фантазийная история, сочиненная при активном участии замечательного сценариста Юрия Арабова, и запечатлевшая Бродского в разных ипостасях". Фильм был отмечен рядом наград на престижных отечественных и зарубежных фестивалях. В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Юрский, Григорий Дитятковский.

В рубрике "Авторская анимация Андрея Хржановского" (30 ноября, 10:00, 16:00, 20:40, 00:10, 1:35) собраны знаковые работы режиссера.

Пресс-служба телеканала "Россия К"