19.05.2011 | 10:20

В Кремле открывается выставка "Сокровищница Медичи"

Сокровища семейства Медичи - в Москве. В рамках перекрестного года «Россия - Италия» Музеи Флоренции и Московского Кремля проводят обменные выставки. Экспозиция шедевров из коллекции знаменитой династии откроется сегодня в Одностолпной палате Патриаршего дворца. Неделю спустя драгоценности русских царей выставят в Палаццо Питти. Что коллекционировали Медичи, ставшие законодателями моды на собирательство в эпоху Ренессанса, - узнала съемочная группа «Новостей культуры».

Роскошь по-флорентийски - не золото и бриллианты, а камни. Не драгоценные, полудрагоценные - «пьетре дуре». Выточить вазу из агата и халцедона, сложить кусочки малахита, яшмы и оникса так, чтобы вышел пейзаж - это мастерство, как и прочие флорентийские художества, культивировалось семейством Медичи. Некоронованные короли Флоренции, позже великие герцоги Тосканские, именно они основали камнерезные мастерские под крышей Галереи Уффици. То, что в этих мастерских создавалось, со временем стало называться «флорентийской мозаикой».

«Герб Медичи, составленный из полудрагоценных камней, сегодня это герб Музея, в котором я работаю - Музея флорентийской мозаики, - говорит реставратор-хранитель Музея флорентийской мозаики Роберто Бодди. – Мы наследники мастерских, основанных Фердинандо Медичи».

Роберто Бодди, хранитель и реставратор сокровищ Флоренции, показывает знаменитый герб – шесть шаров: один, синий, украшен лилиями, пять – червленые. Кто говорит, ядра, кто – пилюли. По преданию, Медичи вели свой род от медика, служившего при дворе Карла Великого. Эти красные кружки украшают оправы драгоценных ваз и мантии на старинных портретах. Впрочем, подъем семейства связан не с пилюлями, а скорее, с монетами - в должниках Козимо Медичи Старшего числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но и целое государство – Венеция. Показной роскошью этот Медичи не отличался; сына, и внука тому же учил.

«Если вы посмотрите на портреты первых Медичи: Козимо, Пьеро Подагрика, Лоренцо Великолепного, - ни на одном из них вы не увидите ни одного украшения», - рассказывает заместитель директора Музеев Московского Кремля Зельфира Трегулова.

Зато Козимо Старший украшал Флоренцию храмами, храмы – фресками. И потомков учил: меценатство укрепляет власть, коллекционирование престиж. Он и положил начало коллекции каменных ваз. Этот Ониксовый образец античный, а этот, из цельного аметиста, возможно, уже дело рук флорентийских мастеров. Обрамление заказано Лоренцо Великолепным – вазу венчают символы Медичи: кольцо с пирамидой и тремя перьями, сфера с красными шарами. Ближе к эпохе барокко Медичи приобретают уже не античную вазу, а чашу из раковины «наутилус».

«Серебряная оправа сделана известным французским ювелиром, работавшим при дворе Екатерины Медичи, а сама раковина «наутилус» сделана китайскими мастерами, тончайшая, изысканная гравировка на сюжет китайского романа XIII века», - рассказывает Зельфира Трегулова.

Кроме каменных ваз Медичи ценили и другое древнее искусство, глиптику, собирали камеи и геммы. Оставили на них не только свои профили, но и портрет своего врага Савонаролы в сердолике.
Могущественный род, из которого произошли четыре римских папы и две королевы Франции, иссяк в XVIII веке на Анне Марии Луизе. Вся коллекция Медичи досталась Флоренции.

«Привезенное в Москву мы собирали по разным флорентийским музеям - что-то здесь из Галерея Уффици и Палаццо Питти, что-то из Музея серебра, музея Барджелло и Музея флорентийской мозаики», - говорит Роберто Бодди.

Не будь Медичи, не было бы и этих музеев.

 

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России>>>