19.05.2011 | 11:57

Ретроспективная выставка художницы Ирины Наховой

Шел в «Комнату», попал в лабиринт: в Музее современного искусства Российской Академии художеств открылась масштабная ретроспективная выставка художницы Ирины Наховой. Персональная экспозиция под названием «Комната» объединила в одном пространстве разножанровые работы художницы, выполненные в разных техниках, в разные временные отрезки ее творческого пути, начиная с конца семидесятых годов. Именно тогда Ирина Нахова, всегда склонная к смешению жанров, появилась на московской художественной сцене. Рассказывают «Новости культуры».

 

Ирину Нахову относят к кругу московских концептулистов. Сама художница свое место в современном искусстве называет пограничным. Для нее важна и творческая мысль, и ее воплощение. Личных сверхидей никому не навязывает. Чем больше трактовок – тем больше смысла обретает ее творение. «Чем больше разных реакций на произведение, тем лучше и для меня, в том числе, и, бывает, очень даже забавно, когда что-то кто то скажет чего я не предполагала», - признается Ирина Нахова.

Первой тотальной инсталляцией в СССР стала ее «Комната». Потом их было еще четыре. Буйство триколора- черного, серого и белого – как реакция на политические режимы и советскую цензуру. «В один прекрасны момент поняла, что жить так дальше не могу, и я вынесла все из двух комнат и решила переделать их в пространство для самой себя», - рассказывает художница.

В этой инсталляции тоже много личного. Три-дэ коллаж из фотографий, графики и живописи – переживание теракта в США в начале второго тысячелетия. На американском континенте Ирина Нахова живет уже много лет. «Несчастие - совмещается все, в какой-то один 360-градусный пейзаж, который осыпается и крошится», - объясняет Ирина Нахова.

Ее творческая реальность - особое пространство. В нем спорят метафоры и смешиваются парадигмы. Греческие статуи спешат ответить миру современному, выглядывая из складок полинявших пальто. Гладильные доски с изображением человеческой спины так и ждут проверки утюгом на сенсорные реакции. Движение и скорость – тоже в числе излюбленных тем.

«Произведения, сделанные по крайней жизненной насущности» - так определяет автор свое творчество. Если жизнь насущного не предлагает, Ирина Нахова материализует это сама. Как, например, в пейзажах, принявших геометрические формы и в укромном уголке, готовом объять и подарить тепло.