19.05.2011 | 12:50

В Москве открылся Музей истории евреев в России

Более чем двухсотлетняя история российского еврейства – это цикл метаморфоз, круговорот судеб, драматическая история людей. Тех, кто сохранил традиции и веру в полной мере, и тех, кто стал частью русского общества и русской культуры. Последний еврейский музей в России был закрыт в тридцатых годах прошлого века. Это произошло в стране, где незадолго до этого существовала самая большая еврейская диаспора в мире. 18 мая, впервые за многие десятилетия, в Москве открылся Музей истории евреев в России. Рассказывают «Новости культуры».

Уже порядком выцветшие, но чудом уцелевшие афиши 1918 года – яркое свидетельство интереса к еврейской культуре в России. Афиши наперебой приглашают на литературные и музыкальные вечера. Это лишь малая часть бумажных экспонатов. К сожалению тех, кто участвовал в создании музея, им просто не хватило места в основной экспозиции. В выставочных витринах куда более ценные предметы, которые собирались по всему миру.

«Люди и предметы переместились самым загадочным и причудливым образом. Поэтому процесс сбора этих материалов был очень трудным, какие-то вещи нам просто приносили в подарок, причем это были люди из Москвы, из Санкт-Петербурга, Иерусалима», - рассказывает директор музея истории евреев в России Леонид Лифлянд.

В музее одиннадцать залов, каждый из которых раскрывает одну из сторон жизни еврейских общин. Кухонная и домашняя утварь, детские игрушки, колыбельная, записанная на бумажном листке. Специальный зал посвящен благотворительности.

«Вокруг каждого, практически, целевого собирания денег, образовывалось формальное, в смысле зарегистрированное со своим уставом общество – на невест-бесприданниц, на богадельни, на похоронное братство, на сирот, на больных, на десятки самых разных случаев. И это действительно было важной составляющей духовной жизни евреев», - отмечает вице-президент российского еврейского конгресса Сергей Устинов.

Труд в еврейской общине делился на священный и повседневный. В списке самых востребованных профессий - портные и модистки, столяры и даже изготовители шипучей воды. Под священными ремеслами подразумевали изготовление ритуальных предметов с особой резьбой по дереву, которые до наших дней практически не сохранились.

«Мы с вами видим конторку для молитвы, которая происходит из района Бессарабии. Она, по всей видимости, самого конца XIX века, но за ней стоит очень давняя традиция», - объясняет доктор истории искусств Борис Хаймович.

Экспозиция музея описывает более чем двухсотлетнюю историю российского еврейства - с конца XVIII века до советского периода. Здесь собрано около тысячи экспонатов. В их числе - множество редчайших предметов и документов, ранее недоступных исследователям. С их помощью музей рассказывает о еврейской «культуре повседневности», про которую широкой публике известно ничтожно мало. Именно это незнание до сих пор порождает предрассудки, стереотипы и мифы о еврейском народе.