20.11.2014 | 16:19

В Петербурге завершается реставрация домовой церкви Мариинской больницы

В Северной столице завершается реставрация домовой церкви Мариинской больницы. История храма тесно связана с историей самой лечебницы. Она была устроена по инициативе и при личном участии вдовствующей императрицы Марии Федоровны в память об императоре Павле Первом. По замыслу основательницы, церковь должна была стать «сердцем» больницы. В храме была прекрасная акустика, которая позволяла слушать церковную службу даже лежачим больным. В наши дни возродить здание удалось буквально чудом.

Святая Троица практически дописана. Художник-реставратор Александр Муратов вносит последние штрихи. Такая храмовая роспись для нашего времени уникальна. Сегодня подобное изображение сочли бы, пожалуй, чересчур смелым.

«Оно считается не каноничным по причине неизобразимости Бога-отца, – поясняет реставратор, – изображать его в виде старца – это не совсем правильно. Но оно было принято в XIX веке. Это историческое изображение, оно здесь было. Как исторический орнамент, они воссоздаются».

Когда реставраторы только приступили к работе в домовой церкви апостола Павла при Мариинской больнице, роспись была скрыта под двумя слоями краски, а местами еще и заштукатурена. После того, как всё это сняли, взору художников открылась удручающая картина: сохранились лишь небольшие фрагменты живописи. Реставрация обернулась чередой головоломок.

Большим подспорьем в работе реставраторов стала старинная фотография. Это единственный снимок, дошедший до наших дней, на котором изображено убранство храма. В том числе и центральная композиция – Святая троица в апсиде.

Воссоздать орнамент в первоначальном виде и вовсе удалось чудом, уверяют художники. Красочный слой практически не сохранился – на сводах виднелись лишь небольшие цветовые пятна. Не осталось и никаких эскизов. Реставраторы целыми днями безрезультатно исследовали своды.

«И вдруг мы увидели карандашный рисунок, разметку тех людей, которые изначально делали этот купол, по этим маленьким кусочкам и по разметке, которую мы увидели, мы восстановили орнамент», – рассказывает художник-реставратор Ирина Хомченко.

Реставраторы работают уже восемь месяцев. Закончить обещают к концу года. В церкви планируют восстановить мраморный иконостас – в первозданном виде.

«Работы по реставрации и воссозданию росписи этой церкви ведутся с учетом того, что было принято в то время, то есть того, что основывалось на принципах, бытовавших в Петербурге в конце XIX века», – говорит начальник отдела декоративно-прикладного искусства Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Слава Симкина.

История церкви Святого Павла прервалась в 1918 году. После революции помещения храма приспособили под хозяйственные нужды. Последние годы использовали как аудиторию для студентов-медиков. Век небытия для церкви завершится в ближайшие месяцы. Тогда святыня, как и сто, и двести лет назад, вновь будет открыта для верующих в самые нелегкие периоды жизни.

Новости культуры