19.11.2014 | 11:08

В столице открывается выставка "Кузница большой архитектуры"

В музее архитектуры имени Щусева готовятся к масштабной выставке «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 20–50-х». Конкурсы – эффективный механизм отбора. Их прямой результат – появление новых имён и смена архитектурных стилей. И хотя выставка – историческая, она помогает привлечь внимание к современности. Лучшие проекты первой половины ХХ века, которые по разным причинам остались только на бумаге изучила съемочная группа «Новостей культуры».

Москва такая, какой могла бы быть. В 1928 году советские архитекторы решали – как должна выглядеть главная библиотека страны – имени Ленина. В первом туре конкурса победил проект Фридмана-Маркова – и идея библиотеки как завода по переделке человеческих душ. Во втором туре остановились на варианте архитектора Щуко – и, похоже, это решение стало ключевым для смены стиля всей страны.

«В этом конкурсе сошлись два течения – и конструктивисткий и классический столкнулись лоб в лоб, – рассказывает хранитель фондов советской графики МУАР Марк Акопян. – Студенты ВХУТЕИНа устраивали демонстрации против проекта – молодое современное государство – но обращаемся к языку старой буржуазной архитектуры – конфликты формировали будущее архитектуры».

Свой первый архитектурный конкурс молодая страна Советов провела в 1922 году. Архитекторы предлагали свои решения Дворца труда – а в итоге на этом месте появилась гостиница Москва архитектора Щусева. Альтернативная архитектурная история столицы поражает своим масштабом – макет 30-х годов Дворца Советов – он в экспозицию не войдет – но тогда в архитектурном конкурсе победил. По сути – гигантский монумент Ленину Бориса Иофана обошел проекты Гинзбурга, братьев Весниных и даже Ле Корбюзье.

«Здание должно было на 40 метров превзойти Эмпайр Стейт билдинг в НьюЙорке – то есть, высота комплекса планировалась 420 метров, Эмпайр – 381 метр, – поясняет ученый секретарь МУАР Александра Степина. – В 1930 идет строительство, проводятся выставки будущего Дворца советов, и снимается фильм, где летят самолеты».

Дворец Советов так и остался неосуществленным – были построены только фундамент и первые два этажа – в первые годы войны их разобрали и использовали как противотанковые конструкции. Но именно он задал масштаб всему дальнейшему проектированию Москвы и стал предтечей гигантских площадей и сталинских высоток. А вот эти проекты – иконы конструктивистского стиля – так и не реализовались.

«Это проект Мельникова и он замечателен тем, что это – динамичная архитектура – здесь есть стержень внутри – а этажи – их здесь пять крутятся вокруг стержня. А этот проект братьев Весниных стал самым важным символом конструктивизма», – рассказывает куратор выставки Ирина Чепкунова.

В итоге на этом месте появилось знаменитое здание «Известий» – тоже конструктивистское по духу. Конкурс устроили и для здания Академии наук – в итоге соревнование стало международным: знаменитый французский архитектор Люрса предложил, свой вариант, Согласно проекту Щусева место для стройки предполагалось там, где теперь находится Центральный дом художника.

«Существенный недостаток современных конкурсов – они проводятся на средства потенциальных девелоперов, и они участвуют в составления задания, – отмечает директор МУАР Ирина Коробьина. – В советские времена такого не было. В их задачи входит соблюдение своих интересов – чего в советское время не было, тогда, как правило, решались имиджевые задачи».

Многие эскизы в 30-е были выставлены на Тверской – прямо на улице жители столицы могли обсудить архитектурные проекты. Эта история для создателей выставки – еще одна попытка привлечь внимание к тому, что архитектурные конкурсы в идеале должны представлять интересы жителей города и быть открытыми для обсуждения.

Новости культуры