19.11.2014 | 09:52

В МАММ представлены работы Джулии Маргарет Кэмерон

В Москве в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвящённая одной из самых известных в истории женщин-фотографов. И одной из первых – это Джулия Маргарет Кэмерон. Она родилась в Индии, где служил её отец, британский чиновник, образование получила во Франции, и с мужем, юристом Чарльзом Кэмероном, вернулась в Англию в 1848 году – в тот самый год, когда там было образовано Братство Прерафаэлитов. Их живописная эстетика явно оказала влияние на стиль Джулии Маргарет Кэмерон, когда она занялась фотографией. Занялась, будучи совсем уже не юной. История её жизни – это яркий пример того, что начинать никогда не поздно. Репортаж Станислава Дорэ.

До 48 лет Джулия Маргарет Кэмерон не работала – воспитывала детей, изучала искусство, накапливала энергию. Фотокамеру ей подарила дочь – чтобы маме не было скучно. В итоге модное в то время хобби стало настоящей одержимостью. Кэмерон снимала всего одиннадцать лет, но за этот довольно короткий промежуток времени она совершила настоящую революцию – изменила представление о том, как можно снимать.

Самоучка, гениальный любитель. Весь процесс создания фотографии она изучила от и до, отвергла установленные правила, создала свою собственную методику. Профессионалы ругали её за мягкий фокус, за непонимание роли и функции фотографии, за то, что лучшими считала снимки, которые другие сочли бы за брак. Такое отстаивание своего видения, уверенность в том, что абсолютно права, привело её к вершине и славе, еще при жизни.

«Кэмерон стала первым в истории фотографом, который удостоился персональной выставки в музее. Это случилось чуть менее чем через три десятилетия после возникновения самого понятия "фотография". Её первая и последняя выставка состоялась в музее Южного Кенсингтона, сегодня это музей Виктории и Альберта», – рассказал Мартин Рот, директор музея Виктории и Альберта.

Коллеги её недолюбливали, а в высших кругах – боготворили. Конечно, ещё и потому что в этом сообществе она была своя. На одном из первых ее портретов – лорд Альфред Теннисон, придворный поэт, прославленный писатель того времени – близкий друг и сосед Кэмерон. Для него она потом создала фотоиллюстрации к стихам, основанным на легендах о короле Артуре. Также среди её героев – ученые Гершель и Дарвин. Многих поражала её картина мира, как тонко и по-новому она раскрывала людей. Среди её поклонников были и художники.

«Почти каждый из прерафаэлитов, из знаменитых художников, которые устроили бунт против академических канонов, – они все ссылаются на огромное влияние, которое оказала на них Кэмерон», – комментирует директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Мастер постановочной фотографии, режиссёр – она сама детально продумывала сценки, образы, костюмы и фон. Обращалась к сюжетам мастеров Ренессанса, пьесам английских драматургов. Часами могла ждать нужного естественного освещения, могла заставить своих моделей замереть перед камерой на целых семь минут. Ее моделями часто были члены семьи. Чаще всего, дети – их у Кэмерон было шесть.

«Кэмерон была верующей и очень часто обращалась к образу Мадонны с ребёнком. Прежде всего, её интересовали отношения матери и ребёнка, ей хотелось передать этот близкий контакт. В роли младенца Христа неизменно выступал её внук Юджин», – пояснила куратор выставки Марта Вайс.

Про Джулию Маргарэт Кэмерон говорят: она одна из первых возвела фотографию в ранг искусства. Фотограф и сама свои работы считала шедеврами. Как бывает со всеми художниками, вокруг её имени еще при жизни ходило много мифов и легенд. Её считали противоречивой, экстравагантной. Некоторые из её поступков действительно могут показаться таковыми. Так, переезжая – уже в последний раз – из Великобритании в Цейлон (сегодня это Шри-Ланка) они с мужем взяли, помимо фотоаппаратуры, любимую корову и... гробы.

Новости культуры