20.05.2011 | 10:16

Австрийские авангардисты в Музее архитектуры имени Щусева

«Австрия, давай!» Этот призыв стал названием выставки австрийского современного искусства, которая открывается в Музее архитектуры имени Щусева. Сама экспозиция - «прощальный» проект Петера Ноевера, экс-директора Венского музея прикладного искусства. За четверть века на руководящем посту один из самых влиятельных кураторов мира собрал в музее все лучшее, что создано крупнейшими современными художниками Австрии. Стратегию Ноевера – «играть на контрастах» - взяла за образец и директор щусевского музея Ирина Коробьина. «Выставка достижений» австрийских авангардистов разместилась в анфиладе старинного особняка. Рассказывают «Новости культуры».

 

Фидель Пежо и Карл Пирхер распеваются. Завтра сам президент Австрии придет их послушать. Заслужили. Как-никак осмыслили на современный лад такие венские ноу-хау как «кафе» и «музыкальный салон».

«Вена, как вы знаете, родоначальница культуры музыкального салона. А у нас здесь современное виденье местной традиции. Под дискотечными шарами из опустошенных таблеточных упаковок абсурдных форм гитара и пианино. Притом это не скульптуры, а реальные инструменты. И неплохо звучат, между прочим», - оворит куратор выставки Андреас Кристоф.

На самом деле, у австрийской группы художников и дизайнеров «Walking chair» есть в запасе еще одна песня на русском, с припевом «давай, давай!». Этот призыв очень полюбил экс-директор венского Музея прикладного искусства Петер Ноевер, когда девять лет назад выставил в Берлине и Вене проект «молодых-российских-авангардных» под заголовком «Россия, давай!». Пользовался успехом, запомнился, и вот заслужил ответную реплику.

«Австрия – страна, в которой уважают традицию. Чтобы найти в ней авангард, нужно быть смелым человеком. Каким и является Петер Ноевер», - говорит директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

Ирина Коробьина Петера Ноевера уважает, верит в его вкус и чутье. Потому с радостью предоставила австрийской стороне не так давно вверенный ей музей.

«Было принято решение выставку проводить здесь. Потому что это пространство, пусть и не самое модное, но оно уникальное, удивительный музей Щусева», – говорит директор Австрийского культурного форума в Москве Симон Мраз.

«Мы дали художникам возможность адаптировать свои произведения к этим своеобразным залам, осознать их красоту и как-то обыграть удивительное пространство Щусевского музея. У кого-то с юмором вышло, а кто-то серьезно вник в различные аспекты русского конструктивизма», - добавляет Мартина Канделер-Фритш, исполняющий обязанности директора МАК.

Карола Дертниг, например, откопала в архиве венского музея рисунки дизайнера русского происхождения, очень похожие на работы выпускников ВХУТЕМАСа - уже из архива московского музея. Графичный Франц Граф обыграл форму люстры с потолка особняка Талызиных, в котором находится Музей Щусева. А вот автору заглавной работы выставки исторический статус музейных стен, скорее, помешал.

«Здесь должна была быть фреска Йоханны Браун «Австрия, давай!» - восемь на семь метров. Но в России так охраняют памятники, что расписать стену не позволили, да и гвоздь забить было нельзя, поэтому мы скромненько к стеночке поставили фото фрески, которую Йоханна выполнила на стене своей венской квартиры», - рассказывает Андреас Кристоф.

Они вообще очень скромные, эти венцы. Рядом с работой 24-летней Йоханы Браун запросто обнаруживается скульптуры всемирно известного Эрвина Вурма или Франца Веста, которому через две недели будет вручен почетный «Золотой лев» 54-й Венецианской биеннале. Кроме того, собирая выставку, австрийская сторона не забыла о том, что выставка делается музеем прикладного искусства для музея архитектуры. Здесь есть макет знаменитого «Каменного дома» Гюнтера Доменига, упражнения с перспективой Георга Дриндля, такие промежуточные между дизайном и арт-высказыванием вещи, как объекты Стефана Загмайстера. Есть даже асфальт, который закатал в деревянную раму экс-дизайнер модной одежды Хельмут Ланг. Он по-прежнему увлечен фактурами, только переквалифицировался в художника. Групповая выставка творческих сил Австрии полна образцов самоиронии и художественного остроумия.