20.05.2011 | 10:44

Стенопись Дионисия. История реставрации

Реставраторы Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря вышли на «финишную прямую». В этом году должны быть завершены работы по восстановлению фресок Дионисия, созданных великим мастером в начале XVI века. Реставрация началась в 1971-м. Итоги многолетнего труда представлены на выставке «Стенопись Дионисия», открывшейся в государственном научно-исследовательском институте реставрации. Рассказывают «Новости культуры»

Копия лика Иоанна Предтечи сделана художником Николаем Гусевым еще до реставрационных работ. Рядом – подлинное состояние сохранности фрески. Фотография, сделанная реставраторами с лесов. Практически нет ни одной фигуры, ни одного лика (за исключением изображений архангелов под куполом), которые не имели бы утрат и не нуждались в укреплении. Однако потери верхних слоев живописи реставраторы решили не восстанавливать, чтобы не вторгаться в авторскую роспись.

«Нам повезло, памятник дошел до нас в очень хорошем состоянии, 75% живописи сохранилось, - говорит директор ГОСНИИР Александр Трезвов. - Был выбран единственно правильный путь: мы отказались от тотального укрепления живописи, а решили действовать локальными методами, подклеивая каждую отдельно взятую чешуйку».

Реставрация стенописей требует не меньшей кропотливости, чем реставрация древних икон. Росписи Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря консервировались и укреплялись с помощью специально разработанной методики. Реставраторы работали с хирургической точностью: с помощью минискальпелей, тончайших игл и стереомикроскопов.

«Это, фактически, микроскопическая мозаика. Если у нас какой-то кусочек отошел, мы его сажаем на клеевой тоненький шов», - говорит реставратор Николай Бергман.

Сектор Майи Наумовой проводил исследование красочного слоя настенной росписи. Оказывается, Дионисий использовал никому не ведомые тогда пигменты, не природные, а искусственные. Вместо обычных для древнерусских художников азурита и ультрамарина, для изображения позема он применил смесь позднякита, малахита и атакалита.

«Большинство пигментов – привозные, потому что способ их приготовления, их очистки от примесей не характерен для древнерусской настенной живописи конца XV - нач.XVI века», - говорит Майя Наумова.

Свои исследования проводили и специалисты по музейной климатологии. Изучив динамику температурно-влажностного режима собора, решили установить теплые полы. Раньше стены храма зимой промерзали, весной - промокали.

«Комфорт для памятника не всегда совпадает с комфортом для людей. А вот и будет те самые 5-6 градусов, это оптимально для сохранения фресок», - говорит инженер-реставратор Борис Сизов.

Дионисий со своими помощниками, как известно, расписал 600 квадратных метров собора Рождества Богородицы всего за 34 дня – рекордный срок даже для нашей скоростной эпохи. Реставрация и консервация памятника древнерусской культуры потребовала более тридцати лет.