17.11.2014 | 19:26

В столице представлены рисунки французских мастеров из музея Альбертина

Выставка рисунков французских мастеров из венского музея Альбертина открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Здесь работы Буше, Фрагонара и Делакруа. Часть произведений, заметим, размещена там же, где представлена постоянная экспозиция французского искусства XVII-XIX веков самого Пушкинского музея. Этот приём позволяет сравнивать живописные и графические произведения одного и того же автора. К сведению, собрание Альбертины и задумывалось таким образом, чтобы объединить графические произведения всех времён, техник, школ в максимально полную систематическую коллекцию.

В таком объёме работы французских мастеров впервые покинули австрийский музей Альбертина. В том, что в рамках перекрёстного года культуры Австрии и России показывают французское искусство, музейщики увидели особый символизм.

«Мы могли показать немецкое, испанское, итальянское искусство, – рассказывает директор музея Альбертина Клаус Альбрехт Шрёдер. – Но дело в том, что в 1814, вскоре после того как Россия одолела Наполеона, Александр I встретился с основателем коллекции Альбертины и, рассматривая произведения французских мастеров, произнёс – “Со временем наши имена и победы забудутся, но искусство останется”».

Для этой выставки из тысяч рисунков было отобрано 84 шедевра французских мастеров разных веков.

«Которые, как мне кажется, очень полно, очень разнообразно показывают всё то, что происходило с рисунком французским на протяжении достаточно серьёзного периода с конца XVI века по середину XIX», – говорит директор ГМИИ имени А.С.Пушкина Марина Лошак.

Ярмарку под Флоренцией Жак Калло отражал в Италии, где провёл немало времени. В работе можно увидеть характерные черты маньеризма. Некоторые специалисты называют его даже не стилем, а своего рода ранней фазой барокко. Но никто не будет спорить, что мастерство Жака Калло было очень высокого уровня – фигуры прорисованы до мельчайших деталей.

«Ещё здесь можно увидеть квадратную сетку, что тоже было характерно для того времени и свидетельство, что рисунок был подготовлен для того чтобы перенести его на другой формат», – поясняет куратор выставки Хайнц Видауэр.

Для века семнадцатого характерно влияние на французских художников мастеров из других стран. В большинстве своём итальянцев. Это влияние можно заметить в «Этюде головы Ионанна Крестителя для фресок в куполе церкви Валь-де-Грас». Создатель работы Пьер Миньяр провёл немало времени в Риме, саму фреску выполнил по кругу – как это делал в своё время итальянец Корреджо. Красные, чёрные цвета говорят и о влиянии на художника школы для него отечественной – французской. В веке восемнадцатом наравне с итальянской живописью художников вдохновляет и творчество голландских мастеров.
«Вот эта группа уже встречалась на одном итальянском рисунке – здесь ученица Фрагонара, кстати, рядом её работа, – показывает куратор выставки Кристина Экельхарт. – Сам Фрагонар очень любил Рембрандта, и после смерти Буше ему удалось приобрести большое количество полотен из его коллекции. Фрагонар здесь работает только с одним цветом и до высшей степени доводит, то чем занимался Рембрандт, когда писал кистью».

На выставке можно проследить не только историю французского рисунка, но и уловить связь с живописью. Музей изобразительных искусств имени Пушкина обладает значительной коллекцией французской живописи.

«В нашей коллекции есть картина “Венера у вулкана”, а в Альбертине есть рисунок, непосредственно связанный с этой композицией, – рассказывает куратор выставки Виталий Мишин. – И это показывает роль рисунка в подготовке живописного произведения».

Как прорабатывалась каждая фигура, рождался замысел. Эта связь, как отмечают на выставке, еще и некий символ диалога между двумя крупными музеями.

Новости культуры