20.05.2011 | 15:48

Жизнь, похожая на роман. "Достоевский"

Самый значимый национальный телепроект готов к показу на канале «Россия-1». 22 мая начинается демонстрация 7-серийного художественного фильма «Достоевский». «Нехрестоматийный классик» – живой, противоречивый, страдающий человек, судьба которого по накалу драматических коллизий не уступает судьбам его персонажей. Именно таким увидел писателя режиссер картины Владимир Хотиненко. Мастеру удалось собрать на площадке настоящую «команду звезд». В роли Федора Достоевского – Евгений Миронов. Рассказывают «Новости культуры».

Угрюмый, погруженный в себя гений. Хрестоматийный портрет писателя рождается буквально на глазах. Миронова в гриме Достоевского в фильме пишет оскароносный аниматор Александр Петров. Он сам даже без грима похож на художника Василия Перова. На знаменитом портрете литератор запечатлен за восемь лет до смерти.

Суд, приговор, ожидание смерти, отмененная казнь... Он потом скажет, что это были безмерно страшные минуты. Они нашли отражение в монологе князя Мышкина. Всех своих героев Достоевский словно вытаскивал из себя.

Самый трагический русский писатель, один из немногих, кого действительно знают и любят на Западе. Режиссер Хотиненко рискнул и снял его с пьедестала. 

«Я полюбил его как человека, я с ним сроднился просто-напросто, я понял его как человека, потому что он был очень сложный, с очень сложным характером. Вредный иногда, но с удивительным чувством юмора. В голову не могло мне придти то, что я узнавал про него. Если бы нам это в школе рассказывали, может, отношение какое-нибудь было другое, не как к дремучему такому с портрета Перова», – отмечает режиссер Хотиненко.

У Достоевского был хриплый, если не сказать, тусклый голос. Это известно из воспоминаний: он любил читать фрагменты на публику. Евгений Миронов долго искал тембр. На экране и в роли писателя он прожил почти тридцать лет. Эту жизнь он теперь называет чудовищной. 

«Он очень сильно болел, у него были периоды, когда эпилепсия повторялась через каждый час. Он график расставил, чтобы примерно рассчитать время, когда можно было нормально писать. До вдохновения даже не доходило. Но, видимо, настолько его Бог любил, что этот луч его пронзал... Он писал, писал, писал, при этом был весь в долгах. Сложнейшая жизнь», – рассказывает народный артист России Евгений Миронов.

Снимали в Петербурге, Баден-Бадене, в подмосковной деревне Грязь справляли свадьбу писателя и его первой жены Марии Исаевой. Это были отношения невероятной сложности. Женщина, которая любила, ненавидела, издевалась и, кажется, так и не поняла, кто все это время находился рядом с ней.

«То, что первая жена Достоевского любила ею же сочиненные фазы его жизни. То, что она была не готова перейти из разряда королев в рязряд быть представленной как жена писателя. То, что она сама по себе. То, что она потонула в петербуржской жизни, не смогла найти себя, не хватило мудрости, а потом уже здоровья, по-настоящему интересоваться его произведениями, его душой, помыслами, его жизнью», – говорит заслуженная артистка России Чулпан Хаматова.

Женщин в жизни Достоевского было много. В фильме их меньше, чем в реальности. Изматывающая любовь к Апполинарии Сусловой, влюбленность юной Софьи – в будущем Ковалевской, ангел-хранитель Анна Сниткина... 

«Человек есть существо, ко всему привыкающее, и я думаю, это самое лучшее его определение», – говорит в фильме писатель. Таким самого Достоевского, по признанию создателей картины, знают немногие. Семь серий, разрушающих стереотипы, откроют нам другого Федора Достоевского.

Читайте также:
22 мая - премьера художественного фильма "Достоевский"

"Достоевский" на телеканале "Россия-1"