14.11.2014 | 11:37

"Музыкальная династия" – концерт памяти Леонида Когана

«Музыкальная династия» – концерт под таким названием пройдёт сегодня в Рахманиновском зале столичной консерватории и станет кульминацией фестиваля памяти скрипача Леонида Когана. Маэстро родился 90 лет назад. В этот день на сцену выйдут его дети и внуки. Леонида Когана называли одним из самых совершенных и харизматичных исполнителей XX века. При этом великий скрипач мягко подчёркивал, что он - сын фотографа из Днепропетровска - в музыку пришёл случайно, не представляя сложности этого пути. Но, как говорят, «случай – это всего лишь шанс Бога остаться анонимным».

Он отказал Лукино Висконти, а мог бы сыграть в его ленте Николо Паганини. Отказал намеренно – «слишком ответственно», но взялся за дело еще ответственнее – уже для российского фильма о композиторе исполнил все звучащие в нем композиции.

С Паганини у Леонида Когана было связано многое. Он первым исполнил все 24 каприса мастера. Его завораживали сложные, виртуозные произведения, а публику – само исполнение.

«Я даже скажу по секрету: я считаю, что Паганини так не играл свой концерт», - отметил профессор МГК имени Чайковского, народный артист СССР Эдуард Грач.

Эдуард Грач – соученик, брат по педагогу, единственный из студентов Абрама Ямпольского, кто сейчас остался в России, вспоминает о Когане как о феноменальном труженике. И всегда в этих воспоминаниях присутствует инструмент.

«Он всегда был со скрипкой в руках. Он по телефону разговаривал, если я звонил, и он брал трубку, я немедленно слышал пиццикато, как он играет левой рукой. Правой рукой держит трубку, левой играет», - вспоминает Эдуард Грач.

Абсолютная любовь к инструменту никогда не утихала. В этом доме, со старыми снимками на стенах, вместе с музыкой, звучат и семейные истории.

«Его кроватка стояла у стены, на которой висела скрипка. На ней никто не играл, она просто висела как украшение, наверное. И он очень рано ее приметил из кроватки – ему еще года не было. И действительно не ложился спать, пока ему не клали скрипку, он там перебирал струны, и это его очень утешало», - рассказывает дочь Л.Когана Нина Коган.

«Его никогда ничего не интересовало что-то внешнее, знаки внимания. Он был погружен в музыку. Это не пафосные слова, а действительно так. Он был ей предан, жизнь его целиком была в ней», - говорит скрипач, народный артист России, сын Л. Когана Павел Коган.

Когда Коган появлялся на сцене, зал замирал. Точные движения, пронизывающий взгляд, как будто что-то магическое окружало музыканта. Поговаривали, что дух самого Паганини.

Жесткий со студентами, Леонид Коган и от себя требовал невероятного. Каждое его выступление было непредсказуемым. Он менял аппликатуры, штрихи, корректировал нюансы, но всегда был солидарен с текстом композитора. Когана ставят в пример, особенно его же ученики, особенно - в Центральной музыкальной школе, где он когда-то учился.

«Я зашел за сцену по его просьбе, и он говорит: "Вот послушайте меня, мне надоело так нервничать, с таким нервным отношением относиться к этим концертам. Я вам говорю – это мой последний концерт в большом зале". Он сыграл замечательно. Я к нему снова зашел, и он сказал: "Я решил, может быть, еще один раз рискну"», - вспоминает профессор МГК имени Чайковского, заслуженный артист России Сергей Кравченко.

Он рискнул, и еще не раз. Доказывал, что совершенство не совершенно. Он безупречно играл музыку таких разных Паганини и Баха, Бетховена и Шостаковича. Он сгорал на сцене, полностью отдавал себя жизни, а жизнью его была скрипка. Леонид Коган прожил 58 лет – столько же, сколько и Никколо Паганини.

 

Новости культуры 

Читайте также:

В Большом зале консерватории открылся фестиваль, посвящённый Леониду Когану