20.05.2011 | 19:35

Музей Щусева открыл двери современному австрийскому искусству

«Австрия, давай!». В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка современного австрийского искусства. Эта экспозиция – последняя инициатива директора венского Музея прикладного искусства Петера Ноевер, недавно покинувшего этот пост. За четверть века один из самых влиятельных кураторов мира не просто обновил коллекцию своего музея, он всерьез перепрофилировал его на современное искусство. Стратегия Ноевера «играть на контрастах» подошла щусевскому музею. В анфиладе старинного особняка разместили выставку австрийских авангардистов. Рассказывают «Новости культуры».

 

«"Давай, давай" – вообще-то так кричали русские солдаты из моего детства, рекомендуя мне проходить побыстрее мимо опасных мест на венских улицах. Но пока готовилась выставка "Австрия, давай!", мне открылись другие значения этого русского слова», – говорит президент Австрии Хайнц Фишер.

«Слово "давай" – это не значит "дай, и мы возьмем". "Давай" по русски – это "дерзай"», – замечает специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. 

Идея объяснить всему миру, что значит русское слово «давай», принадлежит Петеру Ноеверу. Экс-директор венского Музея прикладного искусства выставлял в Берлине и Вене молодых российских авангардных художников под вывеской «Россия, давай!». Он девять лет вынашивал ответ австрийской стороны.

«Никогда не знаешь, что получится. Как куратор я нахожу в этом вдохновение. А вот музеи – учреждения консервативные – этого не любят. Поэтому я уже три месяца как не музейщик, могу искренне радоваться успеху выставки "Австрия, давай!"», – признается Ноевер. 

За австрийское современное искусство болеют на самом высоком уровне. Вообще Ноевера не так давно «ушли» с поста директора венского Музея прикладного искусства. Тем не менее, придуманная им выставка – в программе официального визита президента Австрии в Россию. И сам президент Хайнц Фишер, и министр образования, культуры и искусства Клаудия Шмид на открытии благодарят Ноевера. Директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина присоединяется.

«Австрия – страна, в которой уважают традицию. Чтобы найти в ней авангард, нужно быть смелым человеком. Каким и является Петер Ноевер», – заверяет она.

Ноевер превратил венский Музей прикладного искусства в музей искусства современного. Новоиспеченный директор российского Музея архитектуры Ирина Коробьина хочет стратегию Ноевера взять за образец. Эта выставка – пробный шар. Впрочем, нельзя сказать, что он прокатился по анфиладе Музея Щусева без препятствий. Музейное здание – памятник федеральной охраны – сейчас в ожидании реставрации.

«Здесь должна была быть фреска Йоханны Браун "Австрия, давай!" – восемь на семь метров. Но, похоже, в России памятники охраняют. Стену расписать не позволили, да и гвоздь забить не дали, поэтому мы скромненько, к стеночке поставили фото фрески, которую Йоханна выполнила на стене своей венской квартиры», – замечает куратор Андреас Кристоф.

Рядом с работой 24-летней Йоханы Браун можно обнаружить скульптуры всемирно известного Эрвина Вурма или Франца Веста, которому 4 июня вручат «Золотого льва» 54-й Венецианской биеннале. Кроме того, венцы не забыли, что гостят в Музее архитектуры – выставили макеты, поклонились русским конструктивистам. Благо любовь к архитектурным экспериментам куратору Ноеверу свойственна.

«Очень много внимание Петер Ноевер всегда уделял архитектуре, архитектуре художественной, то есть зданиям, которые необязательно строятся. Тем не менее, с тех пор, как он начал развивать это направление, многие из тех объектов, которые выглядят, как концептуальная архитектура, стали строиться», - рассказывает художник Сергей Бугаев-Африка.
 

Сергей Бугаев-Африка сел на поезд и приехал из Петербурга в Москву из признательности Ноеверу и Музею прикладного искусства. В конце 1990-х в Вене прошла его персональная выставка. В свою очередь австрийские художники прилетели в Москву из Вены, чтобы проверить, как вписались их работы в местную архитектуру.

«Я очень доволен! Скульптуры эти я делал под классический музейный куб, а здесь они выглядят неожиданно, но мне нравится. Много воздуха, света», – признается художник Манфред Вакольбингер.

Тамуна Зирбиладзе пишет по-экспрессионистски, говорит по-русски, родилась в Грузии, живет в Вене. То, что ей выпала карта представлять австрийское искусство в Москве, вовсе не кажется ей странным. Такая уж разношерстная подобралась команда австрийского авангарда. «Не только очень знаменитые, но и молодые», – отмечает она.

Австрийское современное искусство на московской выставке показывает, что давать способно. Дело за теми, кто способен взять.

Читайте также:
Скромное обаяние венского авангарда в Москве

 

Президент Австрии открыл выставку искусства в Москве

Австрийские авангардисты в Музее архитектуры имени Щусева