20.05.2011 | 19:37

Прошлое, настоящее и будущее парка Горького

Прошлое, настоящее и будущее парка Горького в эти дни горячо обсуждают в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Там собрались специалисты по парковому искусству и ландшафту, дизайнеры, архитекторы и просто неравнодушные москвичи. Такой мозговой штурм уместен сейчас, как никогда. После смены руководства парка неплохо бы понять, что можно изменить на огромной территории парка и в прилегающем к ней Нескучном саду, который к тому же является памятником федерального значения. Рассказывают «Новости культуры».

Почему так скучно в Нескучном саду, а еще скучнее – в Парке Горького? Вопрос, занимающий многих москвичей, волнует и специалиста по ландшафтной архитектуре Елену Семенову-Прозоровскую. Сорок лет назад она работала в Моспроекте. Тогда, как и сейчас, планы на парк были грандиозные.

У нас сразу была задача реконструкции парка Горького в целом», – рассказывает Семенова-Прозоровская. В 70-х проект реконструкции так и не был реализован. «То есть полностью утрачен образ парка, как говорят, объемно-пространственная структура. Были поляны, были заросли, а остались только заросли», - сетует Семенова-Прозоровская.

В итоге, кроме непроходимых зарослей, в Нескучном остались и старинные водостоки, и чайный павильон двухсотлетней давности, требующий реставрации, как и павильон Механизации – шестигранник Жолтовского. Но архитектурное наследие – лишь один из многих ресурсов парка, считает архитектор Евгений Асс. Помимо архитектурных шедевров, это еще и набережная, река, ландшафт, инфраструктура, дореволюционная и советская мифология.

«Это катание на коньках в 1950-е – 1960-е годы, вот и все. А летом мы туда не ходили. Я не ходил туда лет двадцать. В общем, я не знаю, зачем бы я туда пошел», – аргументирует Евгений Асс.

По результатам последних опросов, 87 процентов посетителей парка Горького – гости столицы. Обязательный пункт в программе туристов – войти через Триумфальную арку из пространства труда и будней на территорию культуры и праздника. 

В 1923 году на этом месте открылась сельскохозяйственная выставка. Ее посетителей встречал «цветочный» Ленин. В 1928 году было принято решение строить пролетарский парк – вернее, «комбинат культуры на открытом воздухе». Режиссер Александров снимал здесь некоторые сцены своей картины «Цирк», а юный Михалков, бодро шагающий по Москве, преследовал мнительного Ролана Быкова.

Сегодня то ли культура и отдых уже не те, то ли общественные пространства для досуга исчезли. Им на замену пришли торговые моллы. Марк Камли отвечает за парки Лондона и готов поделиться опытом, накопленным англичанами столетиями.

«Нужно учитывать три вещи. Первое – продумать, когда сажаете дерево, сколько лет оно простоит. Вот у нас в Лондоне есть деревья 700-летней давности. Второе  – нужно понять, что вы хотите от парка, какие люди будут приходить туда и зачем. И третье – как парк будет развиваться? Это же не музей, а постоянно растущая эко-культурная система», – подчеркивает исполнительный директор Королевских парков Лондона Марк Камли.

Сейчас парк Горького избавляется от аварийных аттракционов и незаконных построек. Скоро он пополнится новыми скульптурами. Вход свободный уже с конца апреля.

«Если найдется место для "Девушки с веслом" и других новых скульптур и место будет открытым, это будет просто прекрасно. Он должен быть функциональным для сегодняшнего дня», – уверен народный артист России Евгений Князев.

Единого плана преобразования парка пока нет. На то, чтобы убрать заросли из Нескучного сада, понадобится не менее пятнадцати лет, но и это не самая большая проблема.

«Единственная опасность, которая может подстерегать, что проектировщики не достаточно знают свою публику, которая туда должна пойти», – считает художник-архитектор Кирилл Асс.

Будущее парка пока рисуется так: хипстеры с айпадами, ведущие высокоинтеллектуальные беседы в ретрообстановке. Но их число явно будет меньше, чем те ежегодные пять миллионов «старых» посетителей.