12.11.2014 | 15:50

Юрий Кара принимает поздравления с 60-летием

Сегодня поздравления с 60-летием принимает режиссер, актер и сценарист Юрий Кара. Он не из тех, кто с детства бредил кино: во ВГИК пришел после окончания московского Института стали и сплавов. Став специалистом по физике металлов, Кара стал создавать алхимию кино. В его карьере случались громкие успехи и неожиданные провалы. Не было только проходных фильмов. Сейчас режиссер заканчивает работу над картиной «Главный конструктор». Начало проката намечено на весну – к 50-летию первого выхода человека в открытый космос. О своих космических планах Юрий Кара рассказал «Новостям культуры».

На студии звукозаписи рождается музыка к новому фильму Юрия Кары. Композитор Алексей Шелыгин импровизирует, пытаясь уловить пожелания режиссера.

На экраны «Главный конструктор» выйдет через полгода – премьерный показ будет в Звездном городке. Это продолжение фильма «Королёв». Малоизвестные факты о строительстве Байконура, запуске первого в мире искусственного спутника Земли и, конечно, о полетах Гагарина и Леонова – обо всём этом Юрий Кара (кстати, инженер-радиофизик по первому образованию) рассказывает почти как документалист.

«Сценарий фильмов "Королев" и "Главный конструктор" брали из воспоминаний очевидцев. Брали то, что они видели сами, как они работали с Сергеем Павловичем Королевым, как происходили запуски», – рассказывает режиссер Юрий Кара.

В «Главном конструкторе» у Юрия Кары в эпизоде – Сергей Никоненко. Его режиссер называет своим талисманом – снимал почти во всех фильмах : оба вгиковцы, оба в разное время окончили курс Герасимова. Понимают друг друга с полуслова. Поэтому Кара всегда дает Никоненко актерскую свободу, как это было в случае с картиной «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным».

«Я предложил Юре: "Давай я сделаю этюд: как бы Ворошилов уже изрядно приняв на грудь, съел поросенка". На что он немедленно согласился, – вспоминает народный артист РСФСР Сергей Никоненко. – Он идет всегда на встречу импровизации актерской».

С Сергеем Никоненко связан и фильм, который по-настоящему прославил Юрия Кару. Дипломная работа «Завтра была война» по повести Бориса Васильева к прокату не планировалась. А в итоге была продана в 48 стран мира, удостоилась Гран-при многих международных фестивалей. Стилизованная под 30-е годы съемка воспринималась как кинохроника.

«Мне рассказала наша "Искра" – Ирина Чериченко. Она была в Германии на фестивале, и там показывали фильм о предвоенном мире, – говорит Юрий Кара. – Когда показывали СССР, она увидела себя на экране. Подошла к режиссеру и сказала, что это не документальные кадры, а кадры из фильма "Завтра была война". И режиссер объяснил, что смотрел много хроники, и она была "лакированной". А кадры из фильма "более документальные, чем то, что было тогда снято"».

Юрий Кара снял двенадцать фильмов. Их судьба складывалась по–разному. Так, работа «Мастер и Маргарита», несмотря на звездный актерский состав: Гафт, Ульянов, Вертинская, пролежала на полке 15 лет. Своя история – у социальной драмы «Воры в законе» – о криминале и разгуле коррупции. Критикам вольная интерпретация рассказов Фазиля Искандера категорически не понравилась. А вот публика шла в кино охотно. Этот фильм стал одним из самых кассовых за историю СССР – более 120 миллионов зрителей.

К 60–летию Юрия Кары телеканал «Культура» подготовил к показу программу «Большая семья». Она выйдет в эфир в субботу, в 12:45.

Новости культуры