12.11.2014 | 19:44

Холуйская миниатюра представлена в Музее декоративно-прикладного искусства

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Заповедный Холуй». Она посвящена 80-летнему юбилею создания холуйского лакового промысла. В XVI-XVIII веках посёлок Холуй был поделён во владения разными монастырями, в числе которых была и Троице-Сергиева лавра. Именно поэтому увлечение Иконописью постепенно охватило почти всё население посёлка. После революции в центре внимания мастеров Холуя оказалась лаковая миниатюра, сегодня известная по всему миру. В экспозиции более 300 экспонатов из фонда музея, собрания Государственного музея холуйского искусства, частных коллекций и работы современных художников.

Искусство холуйской лаковой миниатюры старинным не назовешь – оно появилось всего 80 лет назад. Но корни у него почти пятисотлетние. Именно тогда три соседних села – Холуй, Палех и Мстёра стали иконописным центром России. После революции найти новое достойное применение своим навыкам удалось не сразу.

«Миниатюра объединила холуйских художников, – рассказывает председатель Холуйского отделения союза художников Михаил Печкин, – потому что все разбежались кто куда. Кто-то писал названия на пароходах, кто-то оформлял клубы, кто-то писал коврики в огромном количестве».

«Целина», «Вождь социализма и ликующий пролетариат» – такими были самые ранние Холуйские шкатулки. В богатырей с иконописными лицами превращались и герои Великой Отечественной, и первые космонавты. Настоящие былинные и сказочные сюжеты появляются значительно позже – только в шестидесятых. Работы холуйских мастеров становятся все более индивидуальными, а иконописная техника превращается в совершенно новый художественный язык.

«Каждый центр – и Палех, и Холуй, и Мстера, исходили из местных особенностей иконописи, я бы сказала, что Холуй – более демократичный, – поясняет заведующая отделом лаковой миниатюры Людмила Пирогова. – Для Холуя характерно такое темпераментное отражение жизни».

Искусство лаковой миниатюры очень трудоемкое: от замысла до воплощения могут пройти годы. Борис Новоселов – один из самых известных в Холуе мастеров, приехал туда в 15 лет – учиться в местной художественной школе. По его словам, на то, чтобы стать настоящим профессионалом – ушло еще 15 лет.

«Почувствовал, что, чтобы развить творчество на промысле, надо учиться, совершенствоваться, – говорит Борис Новоселов. – Я поступил в Москву на отделение лаковой миниатюры и когда приехал снова в Холуй, меня попросили быть главным художником».

Современная холуйская художественная школа – это и былинные герои, и современные сюжеты, и традиционные иконы: старинную иконописную технику не так давно возродили. Недостатка в продолжателях старинного мастерства в Холуе нет: по словам местных жителей, художник и сейчас самая популярная профессия в поселке.

Новости культуры