11.11.2014 | 10:35

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль пьес Эрика-Эмманюэля Шмитта

Фестиваль «Эрик-Эмманюэль Шмитт в Санкт-Петербурге» проходит в эти дни в Молодёжном театре на Фонтанке. Писатель, эссеист, драматург и философ по образованию, Эрик-Эмманюэль Шмитт убеждён, что искусство может дать то, что не способна дать философия. Он говорит, что всегда хотел писать так, чтобы его читали не только друзья-интеллектуалы, но даже безграмотные старушки. Произведения французского философа действительно переведены на более чем сорок языков. А стран, в которых они были поставлены, и того больше.

Вот она новая карта в мире театра и кино Эрика-Эмманюэля Шмитта. Петербургские коллеги шутливо называют его «Эмманюэлевич». Маэстро отзывается. Законы человеческого бытия в его пьесах, романах и новеллах удивительным образом работают и на сцене.

И вот первый сюрприз для мсье Шмитта. Его задействовали в одной из постановок. А он даже и не знал. Эрик охотно соглашается и с удовольствием импровизирует.

«Да, там есть несколько внесенных изменений внутри его новелл, – рассказывает режиссер-постановщик «Молодежного театра на Фонтанке» Сергей Морозов. – Но мы постарались, пусть и нарушив ход событий, наиболее полно все-таки раскрыть его идею. Не вносить свое, а услышать то дыхание, которое он внес в этот текст».

Сегодня его произведения играют по всему миру. Десять лет назад в Театре Ленсовета автор впервые смотрел свою пьесу «Фредерик или бульвар преступлений» на русском языке. Шмитт эту фантазию специально писал для Жана-Поля Бельмондо. Кстати, Театр Ленсовета стал тогда первым, кто открыл талант драматурга Шмитта для российского зрителя. Потом была премьера еще одного нашумевшего спектакля по произведению французского писателя – «Оскар и Розовая дама». В 2004 году эта книга была названа читателями изменившей их жизнь наряду с Библией и «Маленьким принцем». А Народная артистка Алиса Фрейндлих настолько покорила театральное сообщество своей игрой, что ей за участие в спектакле вручили орден «Святая Екатерина».

Сейчас его произведения не сходят со сцен во многих городах России. Эрик-Эмманюэль Шмитт признался, что приятно удивлен и поражен такой популярностью. А еще рассказал, что очень любит русскую литературу. Достоевским и Чеховым просто очарован

«Очень трудно выделить целую неделю и освободить ее, – признается Эрик-Эмманюэль Шмит. – Вчера я был в Бразилии. Сегодня уже в Петербурге. Но это нисколько не жертва – это подарок! Если бы мне даже просто так предложили пробыть неделю в вашем городе, я бы и так согласился. А тут – оказаться в центре таких событий и хотя бы на неделю почувствовать себя русским писателем – это счастье».

«Он и сейчас в неком таком шоке от встречи, потому что, я не побоюсь сказать, у нас политическая ситуация с Францией сложная. Но художественная, творческая ситуация – замечательная», – говорит художественный руководитель «Молодежного театра на Фонтанке», народный артист России Семен Спивак

Этот фестиваль уже назвали открытием года. На сцене практически одни премьеры. Шмитт-постановщик, Шмитт-актер, Шмит-режиссер фильма. Подготовка к нему заняла три года.

«Французы – как всегда с тонким юмором, – отмечает зритель Алла Комар. – Конечно, я бы хотела увидеть это. Чуть-чуть драматизма и хороший конец».

Зрители увидят знаменитого «Распутника» в исполнении московского Театра на Малой Бронной, «Фредерик, или бульвар преступлений» Театра имени Ленсовета. Кроме того, поклонники могут лично пообщаться с драматургом, посетив спектакль «Тайна Кармен». В финале – фильм, где режиссером выступил мсье Шмитт и встреча с Алисой Фрейндлих.

Посетители Молодежного театра на Фонтанке все время задаются вопросом: «Что же читает ангел, присевший на скамейке в Измайловском садике?». До 14 ноября он точно будет читать Эрика-Эмманюэля Шмитта.

Новости культуры