23.05.2011 | 20:13

Георгий Натансон принимает поздравления и делится планами

Сегодня юбилей отмечает Георгий Натансон. Классику отечественного кинематографа исполнилось 90. С днем рождения выдающегося режиссера и сценариста поздравили президент России и председатель Правительства. Рассказывают «Новости культуры»

В большое кино Натансон пришел еще в годы Великой Отечественной. У него был очень хороший старт – на «Мосфильме», но путь в кинематографе не был «усыпан розами» – его ждало и увольнение и сложная судьба почти всех картин, которые впоследствии стали культовыми. В свои 90 мэтр полон творческих сил, он поделился планами с нашей съемочной группой.

О последних – самых трудных годах жизни Михаила Булгакова – мечтает снять художественный фильм Георгий Натансон. В его багаже – уже получившие «Золотого Орла» две документальные ленты: о Булгакове на Кавказе и в Крыму. Больше 10 лет режиссер обивает пороги разных организаций в поиске средств на новый фильм.

«Действующие лица в сценарии – это Булгаков, Елена Сергеевна, его Ведьма, его Маргарита, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам, писатель Эрдман, Станиславский, Немирович-Данченко, и конечно, Сталин», - рассказывает юбиляр о своей задумке.

Учившийся киномастерству у Эйзенштейна и Кулешова, набиравшийся опыта на съемочных площадках у Пырьева и Довженко, Георгий Натансон признает: каждая его собственная картина рождалась в борьбе.
«Шумный день» не хотели запускать в производство: считали, фильм не может быть снят в одной комнате. Ленту «Еще раз про любовь» чиновники снимать не разрешали: по сценарию героиня Татьяны Дорониной «пошла в первый же вечер знакомства в гости к мужчине», что для советского зрителя аморально. А из картины «Посол Советского Союза» – председатель Госкино потребовал вырезать финал с парадом Победы. «Я говорю: почему? А он – разве вы не знаете, что Жуков бонапартист, что он готовил свержение Советского правительства. Я сказал, что я знаю, что Жуков – великий полководец, и он спас мир от фашизма, - вспоминает сегодня мастер. – И я ответил министру: я это не сделаю».

Он всегда добивался своего: как в спорах с чиновниками, так и в работе с актерами. К примеру, худсовет не утвердил ни одного из актеров фильма «Старшая сестра». Соломина назвали невыразительным, у Теняковой обнаружили проблемы с дикцией, а про Доронину сказали «ей кино противопоказано». Натансон упорно снимал, и однажды отснятый материал показал Дорониной: «Зажгли свет, Татьяна Васильевна на меня посмотрела и после паузы сказала: «Георгий Григорьевич, это все ужасно. Это все вне искусства». Я думаю, вы понимаете, в каком настроении я дальше шел с ней на съемку. И про себя думал: только бы она не поделилась свои впечатлением с остальными актерами, которые меня потом и слушаться-то не будут». Однако «Старшая сестра» стала легендарной картиной и звездной для Татьяны Дорониной.

После каждого фильма Натансона в советском кино рождаются звезды: Олег Табаков, Инна Чурикова, Марина Зудина. «Он очень такой «актерский» режиссер, - уверена Марина Зудина. – Он с большой нежностью относится и помогает тем, что очень верит в тебя – невозможно не оправдать его ожиданий».

Георгий Натансон может часами рассказывать о кино – ведь его жизнь всегда шла в ногу с историей советского кинематографа. Но все время переходит на тему своей любви к Булгакову, и о том, как он все-таки снимет свое кино:
«Михаил Афанасьевич, когда работал над «Мастером и Маргаритой», говорил: не умереть, пока не закончу роман. Ну, мне, видимо, стоит сказать, беря с него пример: не умереть, пока не снял картину о великом драматурге».