07.11.2014 | 18:01

Павловск возвращает утраченные шедевры

В музее-заповеднике «Павловск» сразу два события. После реставрации открыта Пиль-башня. Это сооружение конца XVIII века восстановили по архивным документам. И пополнение в коллекции Большого Павловского дворца – туда вернулась картина XVIII столетия «Молодая девушка перед зеркалом», которая была утрачена в ходе распродаж музейных ценностей в 20-е годы.

Настоящая сельская идиллия. На гравюре 1803 года – Пиль-башня и водяная мельница. Рядом пасутся коровы и козы. И всё это на территории императорского парка недалеко от Павловского дворца. Мода на сельские пейзажи и средневековые развалины в Россию пришла в конце XVIII века из Европы.

Почему башня называется «Пиль», историки спорят до сих пор. Одна из версий – раньше на этом месте находилась пильная мельница – лесопилка. Поэтому сооружение и назвали Пильной или Пиль-башней. По второй версии эти руины получили название от английского слова peel – пограничная башня. Дело в том, что сооружение построили совсем рядом с диким лесом. И башня являлась некой границей между цивилизацией и дикой природой.

Считается, что автор романтической постройки – итальянский архитектор Винченцо Бренна. Башню выложили из кирпича, стены украсили фресковой живописью. Она имитировала разрушающуюся кирпичную кладку. На крыше – настоящая солома. За внешней бедностью было скрыто роскошное убранство. Кожаные диваны, мраморный камин, дубовый пол. Здесь после прогулок любила отдыхать Мария Федоровна  – жена Павла Первого – читала книги и вела свой дневник.

«Все в интерьере восстановили по историческим данным: окраску стен, которая сейчас вызывает изумление – сочетание розового с голубым. Восстановлен камин, но он в очень жалком состоянии после того, как обгорел. Воссозданы живописные полотна на плафоне и над дверью», – говорит архитектор ГМС «Павловск» Людмила Лаппо.

Вернуть на свое место мебель пока нельзя, говорят музейщики. Неизвестно, как башня переживет зиму. Еще год назад, до реставрации, здание буквально трещало по швам – и уже, действительно, было похоже на руины. От близкого соседства с речкой, стены отсырели. По ним пошли трещины.

«Подвалы, которые существовали в период до 1917 года, оказались засыпаны грунтом. И подсос воды весь пошел наверх. У лестницы был обратный наклон: вода не стекала, а затекала на стену. И вся эта штукатурка была мокрая», – рассказывает заместитель директора по ремонту и реставрации объектов культурного наследия ГМЗ «Павловск» Александр Моргунов.

Гидроизоляцию башни восстановили, кирпичные стены укрепили. Всю зиму за состоянием сооружения будут следить специалисты. Может быть весной мастерам снова придется воссоздавать фрагменты росписи. И только тогда в новый павильон пустят посетителей. Но уже сегодня в музее можно увидеть еще один шедевр XVIII века. В Большой Павловский дворец вернулась картина немецкой художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской «Молодая девушка перед зеркалом». Она была утрачена в годы советской власти – продана на аукционе в Берлине в 1929 году.

«Мы знали, что она продана. Только и всего. А затем нам с помощью друзей Павловска было сделано предложение и мы эту вещь приобрели у частного лица. При этом хозяин ее происхождения не знал. Безусловно, мы его не обманывали, потому что это вскроется», – поясняет директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева.

После 1929 года судьба картины неизвестна. Предполагается, что в последнее время она была в частной коллекции во Франции. «Молодую девушку перед зеркалом» вернули на ее историческое место – во Фрейлинскую комнату дворца, где она висела еще с 1799 года – по велению императора Павла Первого.

Новости культуры