07.11.2014 | 11:46

В Москве впервые выступил ансамбль барочной музыки Les Arts Florissants

Французский ансамбль, название которого переводится на русский как «Цветущие искусства», выступил сегодня на Новой сцене Большого театра. Этот концерт был частью программы фестиваля «Барокко. Путешествие». Фестиваль организован Большим театром, он посвящён музыке эпохи Барокко.

Примерное время рождения этого стиля – 1600-й год, тогда в Риме состоялась премьера сочинения Эмилио Кавальери «Представление о душе и теле», впоследствии его объявили первой в истории музыки оперой. И завершение эпохи – год 1750-й, год смерти Иоганна Себастьяна Баха. Из этой полуторавековой истории барокко французские артисты выбрали музыку своего соотечественника Жана Филиппа Рамо и подготовили программу «Рамо – мэтр танца».

Ансамбль барочной музыки Les Arts Florissants – впервые в Москве. Хотя был основан в 1979 году. И уже давно стал экспертом не только в аутентичной музыке, но и в «изящном танце»  так называли балет при дворе Людовика XIV, ставшего крестным отцом классического танца.

«Барочную музыку очень любят в Европе. Во Франции уже много веков практикуют танец с оперным пением. Это истоки и оперы, и балета»,  делится дирижёр Уильям Кристи.

Он привез в Москву два спектакля: «Рождение Осириса» и «Дафнис и Эгле» французского композитора и органиста Жана Филиппа Рамо, автора «Трактата о гармонии». Кристи открыл для себя музыку Рамо в середине шестидесятых – с тех пор она в его репертуаре.

Артур Закиров уже десять лет во Франции. Приехал из Казани. Классический балет поменял на контемпорари дэнс. Три года назад пришел к истокам – в барочный танец.

«Тяжело было вернуться к этому танцу, потому что стилистика была другой – утонченной, была своя пластика, которой сейчас уже нет»,  поясняет он.

Примерно так танцевали при королевском дворе Людовика XIV, где очень любили изящный, романтичный, пасторальный мир. Простые на первый взгляд движения рук пришли в танец из фехтовального зала. Объемные костюмы не давали поднимать руки высоко.

«Раньше в этом танце специализировались только мужчины: считалось, что барокко вышел из фехтовального вида спорта»,  продолжает Артур Закиров.

До сих пор не известно, была ли премьера «Дафниса и Эгле», или все закончилось генеральной репетицией – в сюжете был явный намек на роман Людовика и знаменитой мадам Помпадур, и это вызвало недовольство королевы.

Режиссер постановки, Софи Данман, считает, что барочный танец – вне времени: «Конечно, балет изменился, появился современный танец. Но движения ног остались базовыми в классическом танце. Все балетные па идут от него. Он смотрится, как старинная картина». 

Москва – один из немногих городов, где свои излюбленные спектакли – «Рождение Осириса» и «Дафнис и Эгле» –французы показали в один вечер. Самым наглядным образом продемонстрировав приверженность барочной эпохе. 

Новости культуры 

Чтиайте также:
Ансамбль из Франции - на сцене Большого