06.11.2014 | 16:12

Вспоминая мастера... Премьера. "Любимов. Хроники"

5 октября 2014 года не стало театрального режиссера, актера и педагога Юрия Петровича Любимова. 13 ноября в 22:05 телеканал "Россия К" показывает премьерный документальный фильм "Любимов. Хроники". Автор и режиссер – Петр Шепотинник.

Со смертью Юрия Любимова в русской театральной культуре завершилась целая эпоха. "Добрый человек из Сезуана", "Гамлет", "Десять дней, которые потрясли мир", "А зори здесь тихие...", "Павшие и живые", "Пугачев", "Жизнь Галилея", "Послушайте!", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной", "Три сестры", "Борис Годунов" и другие яркие работы режиссера стали легендами. Необыкновенное чутье Любимова к ритмическому закону композиции, подтекст, магия сквозного действия, умение с первой секунды до финала держать зал – все это позволило создать спектакли, вошедшие в антологию театральных открытий ХХ века. Любимов брался за самый актуальный материал, остро чувствовал болевые точки времени. Театр на Таганке называли "островом свободы в несвободной стране". О нем говорили: "самый авангардный театр в СССР" и "самый посещаемый в столице".

Фильм Петра Шепотинника "Любимов. Хроники" (13 ноября, 22:05) по стилю абсолютно точно соответствует названию. Авторы в течение года вели наблюдение за тем, как, в каких творческих муках, спорах и сомнениях создавалась любимовская театральная версия знаменитой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". "Нет ничего более неуловимого, эфемерного, текучего, возникающего и исчезающего раз и навсегда, чем искусство театра. Но, наверное, нет ничего более кинематографичного, чем процесс репетиций. Тем более, когда у пульта – такой великий Мастер, как Юрий Любимов, – рассказывает автор и режиссер фильма Петр Шепотинник. – За каждым произнесенным словом – не просто жажда вылепить образ, уже давно выношенный и выстраданный внутри его режиссерского сознания, но и извечная тяга к гармонии образа, достающейся каждодневным, ежечасным изнурительным трудом. Эти репетиции – живая лента его эмоциональной памяти, они есть доказательство поразительного, искрящегося то остроумием, то гневом, любимовского таланта. Причем не только режиссерского, но и актерского, способного придать классическому тексту Грибоедова единственную в своем роде любимовскую интонацию".

Место действия документального фильма – репетиционная комната Театра на Таганке и зал театра, в котором некогда восторженная публика аплодировала легендарным театральным постановкам выдающегося маэстро.

"Наша изначальная задача была проста – как можно более подробно и беспристрастно запечатлеть то, что, по сути, недостижимо в своей уникальности. Недостижимо в умении пустую "гамлетовскую" сцену Таганки, в которой в 2007 году еще жил дух гениальных любимовских постановок, одухотворить моментально возникшей режиссерской идеей. Его работа – портрет Творчества как такового, и если мы смогли привнести хоть малую краску в этот портрет, мы будем счастливы!" – говорит Петр Шепотинник.

Пресс-служба телеканала "Россия К"