05.09.2012 | 15:46

"Антон тут рядом" Любовь Аркус – фильм, меняющий судьбы

Внеконкурсный показ российской ленты «Антон тут рядом» на Венецианском кинофестивале завершился аплодисментами. «Я не думала, как воспримут этот фильм иностранцы или русские, интеллектуалы или критики. Я хотела реакции человека, у которого есть сердце», – говорит режиссер Любовь Аркус. Несколько лет назад она познакомилась с подростком-аутистом. Фильм из этой истории получился фактически случайно. По словам критиков, фильмом, в строгом смысле слова, его назвать трудно. Рассказывают «Новости культуры».

Это фильм, в который каждый член съемочной группы вложил всю душу, говорит Любовь Аркус. Четыре года она, известный кинокритик, и оператор Алишер Хамидходжаев, лауреат последнего «Кинотавра», следили за жизнью взрослеющего аутиста Антона Харитонова. 19-летний юноша, он практически не говорил, не шел на контакт, убегал от камеры. Любови Аркус пришлось самой войти в кадр и человеческим участием, а затем искренней любовью, сотворить чудо.

«Это не принято делать в кино. И в жизни не особо принято считать, что из этого может что-то получиться. А тут вдруг получается. Получается так же и кино – в смысле, история, последовательно рассказанный сюжет. Не портрет, не наблюдение, не постановка социальной проблемы, а тот сюжет, который от начала и до конца держит тебя прикованным к экрану», – отмечает кинокритик Антон Долин.

Съемки изменили судьбы всех, кто участвовал в создании фильма. Когда стало известно, что у мамы Антона – рак, вспоминает Любовь Аркус, она позвонила Хамидходжаеву и предупредила: «Мы едем не только как группа. Мы берем мальчика под свою ответственность». Алишер ответил: «Иначе и быть не может». Вскладчину кинематографисты купили дом отцу Антона, чтобы тот, давно покинувший семью, смог взять мальчика к себе.

«Я думаю, что это уникальная форма для фильма. Потому что, если брать эти картины, как они производятся в мире, а мы их посмотрели очень много, когда делали, то в них чего-то не хватает. Там как будто бы холодно со стороны, наблюдение какое-то. От этого тебе становится жутко и как-то не по себе», – признается оператор Алишер Хамидходжаев

«Киновысказывание о том, что может сделать кино», – так фильм отрецензировали критики. Любовь Аркус считает иначе.

«Эта история была не про кино. Она была про другое. И то, что она была про другое, стало одним из сюжетообразующих моментов фильма. Потому что мы прожили ее, как свою человеческую жизнь. Нам казалось в какие-то моменты, что мы делаем что-то ужасное, что не выключаем камеру. А потом я поняла, что это было страшно важно», – заверяет режиссер.

Опекать Антона, который стал читать и общаться, Любовь Аркус продолжает и после съемок. Она создала фонд помощи больным аутизмом. «Я хочу, чтобы каждый человек помнил, – говорит режиссер, – что внутри него живет другой, сокровенный человек, у которого есть только одна ценность – любовь, и только один страх – эту любовь потерять».

Все материалы о 69-м Венецианском кинофестивале>>>