06.11.2014 | 16:32

Ко Дню памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны

В Концертном зале имени Чайковского – премьера. Московский Синодальный хор впервые исполнил песнопения Дня памяти святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Специально для этого концерта распев был составлен по образцу распевов XVI века Супрасльской лавры. Исполнение песнопений приурочили к 150-летию со дня рождения Великой княгини.

Синодальный хор только что вернулся из Дармштадта, где прошла европейская премьера песнопений Дня памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны. Она родилась в этом небольшом немецком городе. Но первый концерт в России для всего коллектива и его художественного руководителя Алексея Пузакова все же важнее. Во-первых, концерт посвящен круглой дате – 150-летию со дня рождения Елизаветы Федоровны. Во-вторых, богослужебные тексты, посвященные подвигу мученичества Великой княгини, положены на реконструированные древнерусские распевы XVI века.

«Такое вот соединение специально для этого исполнения, которое два дня назад состоялось в Дармштадте, на ее родине, является музыкальным приношением, музыкальной иконой, образом, который раскрывает святость и красоту Елизаветы Федоровны», – рассказывает художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора Алексей Пузаков.

Великая княгиня была убита большевиками в 1918 году недалеко от Алапаевска. В 1992-м собором русской православной церкви основательницу Марфо-Мариинской обители милосердия причислили к лику святых как преподобномученицу. Текст церковной службы, выбранный для этого исполнения, был написан архиепископом берлинским Марком. А распевы для него по образцу XVI века написал Анатолий Конотоп.

«Наиболее интересные распевы, прославляющие русских святых, относятся к этому веку. Я не хотел брать другой материал интонационный, даже если б это было лучше или хуже. Я хотел, чтобы это было в контексте той музыкальной речи, которой прославлены все великие русские святые», – говорит доктор искусствоведения, профессор Анатолий Конотоп.

Сдержанные, строгие древне-русские распевы почти зримо рисуют облик Великой княгини. Авторы не исключают, что данная служба будет звучать не только в концертных залах, но и в храмах во время божественной литургии.

Новости культуры