24.05.2011 | 12:15

Премьера в Театре на Таганке

В Московском театре на Таганке сегодня премьера. Здесь дают спектакль-посвящение Чехову "Маска и Душа", поставленный основателем и бессменным руководителем легендарной труппы Юрием Любимовым.

К 150-летнему юбилею Чехова, который отмечался в прошлом году, патриарх отечественной режиссуры, конечно, сильно опоздал, но, как уверяет сам Любимов, "сделал это намеренно".

"Я вовсе не собирался ставить "датский" спектакль", - рассказал Юрий Петрович. - Мне хотелось сделать что-то более тонкое, глубокое. Я долго работал над сценарием, заведомо избегая хрестоматийных произведений классика, которые так заиграны, так затасканы".

"Личность Чехова, его биография, его жизнь - вот что привлекло меня в первую очередь, - продолжил Любимов. - Я выбрал то, что показалось наиболее интересным мне, и сконцентрировал на этих темах внимание".

По словам худрука "Таганки", спектакль основан на рассказах, которые были написаны в период с 1884 по 1886 год. По выражению Любимова, "это - период перехода от "мелкой работы" к "труду обдуманному", от Антоши Чехонте - к Антону Чехову. Окончательно этот переход завершился несколько позже написанием повести "Степь" - шедевра классической прозы, также включенного в сценарий спектакля.

"Я не мог миновать поездки Чехова на Сахалин, в одно из самых неблагополучных мест, место ссыльных, каторжных. Это был воистину подвижнический поступок, - считает Любимов. - Мне было интересно его отношение к религии, ведь он был воспитан отцом, фанатически приверженным внешней, обрядовой стороне православия. Чехов часто вспоминал, какой мукой для него было это обязательное многочасовое присутствие на службах, пение в церковном хоре. Но в то же время он почти до конца своей жизни в каждую пасхальную ночь бродил по храмам, слушал колокольный звон".

Словно размышляя вслух, Любимов замечает, что "тема болезни Чехова также очень важна". Недаром ведь говорят, что "история жизни Чехова - это история его болезни". То, как он жил с этой болезнью, сколько успел сделать - иному здоровому этого не сделать и за несколько жизней.

"Еще для меня было очень важным то, что Чехов - доктор. А доктор ставит диагноз. Диагноз стране, в которой он живет, обществу, а сейчас мы вполне можем говорить и о чеховском диагнозе в планетарном масштабе, - заявляет автор спектакля. - И, самое главное, он диагностирует состояние души человека. И тут к Чехову, как к доктору, может обратиться каждый из нас. И увидеть, осталась ли под той маской, которую мы вынуждены носить практически постоянно, душа. Что с ней происходит, жива ли она?"

Любимов не скрывает, что название спектакля позаимствовал у одноименных мемуаров Федора Шаляпина, сделав его, как и ряд других современников Чехова, героем своей бессюжетной фантазии.

"Что касается оформления спектакля, я традиционно сам являюсь сценографом, сообщил лидер "Таганки". - Воплотить мой замысел на сей раз мне помогли друзья и единомышленники. Центральная часть декораций - "Рука скорби" - сделана по эскизу скульптуры моего друга Эрнста Неизвестного, он разрешил мне это, конечно же, безвозмездно. Макет ее сделал актер Андрей Смиреннов, исполнитель роли Чехова. Зеркало "Солнце", которое также "играет" в спектакле, - это подарок скульптора Леонида Баранова моей семье, мы принесли его из дома. Также, как и многое другое: икону Спасителя - она принадлежит моей жене Каталин, кимоно, которое ей подарил японский режиссер Тадаси Судзуки, старинный стол из отцовского дома".

Музыку написал Владимир Мартынов, также в спектакле звучат сочинения Эдисона Денисова, записи Федора Шаляпина, православные песнопения и молитвы.