05.09.2012 | 15:52

Москва простилась с мэтром "неофициального искусства"

Мэтр московского «неофициального искусства» – такое высокое звание присвоили искусствоведы художнику Дмитрию Плавинскому. Он ушел из жизни на 76-м году жизни. Один из основателей «нонконформизма» в России, участник знаменитой «Бульдозерной выставки», Дмитрий Плавинский говорил, что создает лишь последовательные образы, погруженные в пласты времени. Его картины покоряли масштабностью и глубокой внутренней философией. Полотна Дмитрия Плавинского хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств имени Пушкина, Нью-йоркском «Метрополитен». Прощание с художником прошло сегодня в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Рассказывают «Новости культуры». 

Художник, философ, человек мира – так говорят о Дмитрии Плавинском его друзья и коллеги. Камерная церемония прощания, свечи, церковный хор – кажется, все это так гармонично сочетается с внутренним миром его картин. Он был художником, который всю жизнь пытался создать другую – метафизическую – реальность, постичь тайны бытия и раскрыть секреты древних знаний. Археология, палеография, астрономия, культурология… Сфера интересов Дмитрия Плавинского была огромна.

«Языки жизни, воплощенные в языках мировых цивилизаций, – вот это было для него бесконечным источником вдохновения, которое он поддерживал, путешествуя по миру, в каждом новом путешествии получал новый кувшин вдохновения», – говорит дочь Дмитрия Плавинского, искусствовед, галерист Елизавета Плавинская.

Творческая биография Плавинского богата на события. Художнику было 23, когда в Москве состоялась его первая персональная выставка. К 30 его работы были представлены уже в нью-йоркской Галерее современного искусства. Если в Советском Союзе имя Дмитрия Плавинского всегда связывали с андеграундом, то в США, где он прожил более десяти лет, в офортах, рисунках тушью, живописи Плавинского видели исключительно философские искания.

«Та потеря, которую мы сегодня переживаем, заставляет вспомнить то значение, которое художники этого круга, другого искусства сыграли вообще в истории искусства ХХ века», – подчеркивает заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина по научной деятельности Андрей Толстой.

Работы Дмитрия Плавинского и сегодня остаются актуальными. Каждая, как притча. Целый мир смыслов, аллюзий и ассоциаций, открывать которые – пласт за пластом – можно бесконечно.

Читайте также:
Ушел из жизни Дмитрий Плавинский