05.11.2014 | 15:35

Москвичи познакомились с работами Театра пантомимы из Азербайджана

В рамках культурного сотрудничества между Россией и Азербайджаном в Москве прошли гастроли Государственного театра пантомимы. Он был создан в 94-м году и остается единственной площадкой, где говорят на этом универсальном театральном языке. В столицу азербайджанские артисты привезли два спектакля: «Манкурт» и «Маску». Накануне психопластические размышления об иллюзии счастья, любви и реальности были представлены зрителям на сцене Театрального центра «На Страстном».

Назвав свой театр-студию экстравагантно и откровенно – «Сборище сумасшедших», – Бахтияр Ханы-заде намекает: люди, которые становятся его актерами, с одной стороны, бесконечно влюблены в свое молчаливое искусство, с другой – не боятся набивать шишки, занимаясь делом, в котором пока мало опыта. Театр пантомимы – единственный в Азербайджане. И, как у всякого нового начинания, – здесь есть свои сложности.

«Нет репертуара. У нас нет кафедры театрального института пантомимы, режиссеров. Это все внутри театра создается, готовится, все – и актеры, и режиссеры, и произведения – все там, внутри», – объясняет режиссер, основатель театра «Сборище сумасшедших» Бахтияр Ханы-заде.

Большинство сюжетов придумывают сами – сами же пишут сценарии. К классике тоже обращаются – Шекспир, Беккет, но в разы реже. Вот и идея «Маски», спектакля, который привез в Москву театр пантомимы, принадлежит другу режиссера – зубному врачу. На ее основе Ханы–заде уже сам написал сценарий. В основе сюжета – отношения трех друзей и одной девушки. Персонажи представлены геометрическими фигурами – Треугольник, Квадрат и Круг, символизирующими типы характеров – равнодушие, максимализм и романтизм. Романтик-круг влюбляется в девушку, которая, пытаясь изменить жизнь, прячет лицо под маской. Квадрат знает правду, стараясь помочь другу, срывает маску с ее лица. Треугольник равнодушно наблюдает за происходящим. Круг не может пережить разочарования, у него разрывается сердце.

«Когда начали репетировать, у нас были такие мысли, что у нас будут в голове такие треугольники, квадратики, потом думали – нет, может быть, костюмы будут какие-то другие. Но потому поняли, что это легко. Если я в голове выйду с треугольником, все поймут, что это треугольник то есть надо как-то выйти по-своему. Мы будем по-своему одеты, как нормальные люди. Мы не треугольник, в таком прямом смысле, как форма. Мы по характеру, по состоянию, по размышлению – треугольник, квадрат и круг», – рассказывает актер Джейхун Дадашов.

Маска – самый длинный спектакль театра. Идет – час пятнадцать. Обычно постановки, которых в репертуаре более 20, длятся не более 45 минут. Современному человеку сложно долго смотреть на действо без слов. Опоздавших в зал не пускают – если пропустил даже несколько движений, сложно понять весь замысел. Актеры очень трепетно относятся к своему творчеству, многие из них без пантомимы себя уже не представляют.

«Во-первых, я не люблю разговаривать. Во–вторых, я очень люблю изображать и танцевать какой-то состояние. Я долго искала, и когда я пришла в театр пантомимы на репетицию в первый раз, режиссер принес стул, встал на него, бросил листок бумаги: "Смотрите, как он падает. А теперь повторите мне телом". И с того дня это меня зацепило. То, что я хотела, я нашла», – объясняет актриса Сабина Гаджиева.

«Сборище сумасшедших» гастролирует по всему миру, география – поражает: Европа, Турция, Саудовская Аравия, Египет, Грузия, Иран. Самое приятное для мима – когда язык их тела понятен всем людям, и когда слова пониманию – не помеха.

Новости культуры 

Читайте также:

В Москве выступает Азербайджанский театр пантомимы