05.11.2014 | 10:27

Скончалась народная артистка СССР Нина Тимофеева

На 80–м году жизни скончалась народная артистка СССР Нина Тимофеева. В 1953 году, после окончания Ленинградского хореографического училища, балерина была принята в труппу Кировского, ныне – Мариинского театра. Вскоре талантливую артистку пригласили в Большой, где она дебютировала в «Лебедином озере» в роли Одетты-Одиллии. В Большом Тимофеева станцевала практически все главные партии в спектаклях классического репертуара. Последние 23 года она жила в Израиле.

Сейчас, когда в Большом непрерывно репетируют новую «Легенду о любви» Григоровича, здесь вспоминают: Нина Тимофеева была лучшей Мехмене Бану. Она создала целый ряд незабываемых образов в балетах своей эпохи – и, прежде всего, в постановках именно Юрия Григоровича. Хореограф не раз говорил о ней: «Нине Тимофеевой близки характеры сложные, нервные, противоречивые, не идущие прямым путём, характеры с надрывной внутренней нотой».

«Я её видела в балете «Макбет», вместе с ней участвовала в этом спектакле. То, как она делала роль Леди Макбет, по сей день стоит у меня перед глазами. Балерина такого героического плана, человек–стихия на сцене. А в "Леди Макбет" – это трагедия, Шекспир, она покорила меня очень глубоко», – рассказывает заслуженная артистка России, педагог–репетитор Юлиана Малхасянц.

Карьера Тимофеевой в Большом началась в 56-м. В том же году она выехала с театром на гастроли в Англию и поразила «Ковент-Гарден». «Девять вызовов Нине» – так озаглавил статью, посвященную молодой балерине, «Дейли Геральд». Народный артист СССР Борис Акимов помнит все яркие партии Нины Тимофеевой. Говорит, её «сильные, страстные героини запоминались». Она была очень эмоциональной – и «Хозяйкой медной горы», и Эгиной, и Беатриче.

«Я счастливый человек, что я потанцевал ещё с Тимофеевой. И будучи молодым совсем, когда я пришел в Большой театр и только начинал, я оказался с Ниной Тимофеевой – уже признанной балериной. Всё, что она мне передала, – все те приёмы дуэтного танца, я потом, идя по жизни, пользовался этим», – признается народный артист СССР Борис Акимов.

Весь творческий путь в Большом театре Марина Кондратьева прошла вместе с Ниной Тимофеевой – от ведущих солисток до репетиров-педагогов.

«Совершенно неожиданной была её поездка в Израиль, когда она просто поехала по приглашению, а вернувшись, сказала – она уедет туда. Там её ждут, у неё там школа – она там будет танцевать и преподавать», – вспоминает народная артистка СССР Марина Кондратьева.

У Марианны Рыжкиной Нина Тимофеева преподавала всего год – прима-балерина говорит, что этого было достаточно, чтобы запомнить и полюбить её на всю жизнь.

«Мы все к ней тянулись, она делала невероятно сложные вещи и, более того, умела организовать урок, всех заинтересовать. Даже, например, фуэте, которое балерина делает, предположим, в "Лебедином озере", все артистки, даже которые стояли в кордебалете, – всё равно умели у неё это делать!» – объясняет прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина.

«Чем труднее партия, чем больше в ней технически виртуозных задач, тем свободнее и увлеченнее чувствует себя Тимофеева», – писал когда-то режиссер и критик Львов-Анохин. Сегодня в Большом говорят: «Пустых спектаклей у неё не было никогда». Нина Тимофеева делала всё, чтобы их не было и у её многочисленных учеников.
 

 

Новости культуры