05.11.2014 | 10:20

В Манеже открылась выставка "Большая русская икона"

Сообщество коллекционеров довольно узкое, замкнутое, в нём каждое собрание хорошо известно. И когда в поле зрения впервые попадает новая коллекция – это вызывает волнение в экспертном сообществе. Тем более, если речь идет о «Большой русской иконе» – так называется выставка, которая открылась в Центральном Манеже. Это три сотни храмовых икон из собрания Феликса Комарова. Никогда прежде такое количество больших икон музейного уровня не собиралось в одной экспозиции. Кстати, для того, чтобы разместить их все, в Манеже были построены выгородки длиной в километр.

О том, что коллекционер и меценат Феликс Комаров обладает собранием икон, которое едва помещается на бескрайних просторах «Манежа», до сегодняшнего дня не знали не только специалисты, но даже многие его близкие друзья. Эту тайну, рассказывает Феликс Комаров, он хранил без малого 40 лет. Когда бывал на выставках чужих собраний, втайне завидовал и мечтал о собственной. Но терпеливо ждал подходящего момента. И вот он наступил. Пресс-конференция, автограф-сессия, торжественное открытие.

«Когда я был маленьким мальчиком, меня сосед пригласил к себе – хотел похвастаться коллекцией машинок, – рассказывает Феликс Комаров. – Машинки на меня не произвели впечатления, но я первый раз в жизни увидел иконы. Четыре-пять икон висело на стене. Тогда это был суперкриминал, скажем так. Но мне очень понравилось, я увидел какой-то новый мир. Мне казалось, не только я на них смотрю, но и они на меня».

У собрания Феликса Комарова две отличительные особенности. Первая – здесь исключительно большие храмовые иконы из иконостасов. Много икон собиратель жертвует в церкви, но многих церквей, в которых находились иконы, уже просто не существует. Другая особенность заключается в том, что Комаров в основном собирает поздние иконы – XVIII-XX века. До недавнего времени специалисты древнерусской живописи этих икон просто не замечали.

«Очень долго наука об искусстве была идеологизирована, – отмечает куратор выставки Наталья Комашко. – И икону изучали постольку, поскольку она вмещалась в рамки периода средневекового, потому что другого искусства просто не было. Когда произошли реформы Петра, появляется светское искусство, и для идеологизированного искусствознания это было спасением. Церковное искусство перестало существовать. Слава Богу, можно отойти от этой темы».

Иконы XIX-XX веков могут рассказать немало интересного не только о церковном искусстве того периода, но и в целом – о той эпохе. Ведь изменение стиля икон это лишь отражение тех изменений, которые происходили в мировоззрении общества. Выход в общественное пространство новой коллекции, считают специалисты, это не только прекрасный подарок, но и персональная ответственность собирателя.

«Это богатство создавалось не для того, чтобы украсить интерьеры твоего дома или особняка, – рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова. – Все-таки, мы говорим об иконах. Это предметы, которые имели вполне конкретную функцию – они находились в храмах. Огромное количество храмов было разрушено, но иконы дошли до нас».

И уже под аккомпанемент ярославской колокольной звонницы Феликс Комаров объявил о том, как собирается распорядиться своей коллекцией. Он не будет хранить ее на складе, как было до сих пор, а собирается открыть музей.

Новости культуры