30.10.2014 | 11:55

Современное искусство Китая представлено в столице

Выставка «Отчуждённый рай. Современное искусство Китая» открылась в Еврейском музее и центре толерантности. Название выставки повторяет название киноленты современного режиссёра и художника Яна Фудуна. Она о судьбах китайцев, которые родились в период культурной революции. Именно тогда, четыре десятка лет назад современное искусство получило мощный толчок к развитию и потом, постепенно, его стали признавать в Поднебесной. Сегодня интерес к нему специалистов и коллекционеров по всему миру уже неизмеримо высок. Рассказывают «Новости культуры».

Доминик и Сильвиан Леви одни из первых в мире начали собирать современное искусство Китая. Они далеко не новички в области коллекционирования, занимаются этим более 30 лет, но в 2005-м, после того как впервые оказались в Шанхае, решили сосредоточиться на искусстве только этой страны.

«Мы были шокированы тем, как быстро меняется эта страна, – рассказывает Доминик Леви. – Подумав, что художники – это зеркало общества, решили найти таких, в чьем искусстве эта трансформация бы прослеживалась. Это критерий нашего отбора. В Китае мы бываем раз в три месяца и в среднем покупаем 10-15 работ в год».

Самый «звездный» художник из коллекции – Ай Вэй Вэй, на выставке его инсталляция «Виноград». Никакой радикальности и провокационности, творчеству Вэй Вэя присущих, в этой работе нет – просто абстрактная скульптура из старых табуреток, купленных на блошином рынке. Шень Юань – одна из самых перспективных китайских художников. Ее работы выставляют по всему миру. В экспозиции можно увидеть инсталляцию – увеличенные в размерах игрушки из любимого детского лакомства – шоколадного яйца. Они расположены на карте Китая. Автор затрагивает проблему внутренней миграции в стране.

«Расколотое яйцо символизирует рождение, – рассказывает куратор выставки Ами Барак. – Шоколад тает и растекается по земле Китая. Маленькие фигурки разбегаются от него в разные стороны. Как и сами китайцы, которые навсегда оставляют свои дома и уезжают жить в мегаполисы. Так на карте страны появляются места, в которых не осталось ни одного жителя».

Картина художника Чэнь Шаосюна – своеобразный реквием по традиционной архитектуре Китая. Автор использовал увеличенное в размерах газетное изображение финансового центра Шанхая, так что даже непонятно что это и где.

«Те стремительные изменения, которые происходят с китайскими городами – главная тема для художника, – отмечает Амии Барак. – В этой работе Чэнь Шаосюн использовал отпечатки пальцев большого количества людей, каждый символизирует память отдельного человека о той архитектуре, которая сегодня утрачена».

Среди других интересных экспонатов – инсталляция-размышления о смерти художников Сунь Юаня и Пэн Юй. Буйвол, ассоциирующийся с мудрецом и основателем даосизма Лао Цзы – автор Хуан Юнпин. Видео Чзан Пэйли, созданное для 48 Венецианской биеннале – китайцы разного возраста поют «Happy birthday to you», но не на английском – на путунхуа.

Отличительная черта китайского современного искусства – постоянный диалог с прошлым, с вековыми традициями. Большинство из них сегодня никак не вписываются в социальную жизнь страны. Чзан Хуань создал эту работу из пепла благовоний и подношений из буддийских храмов - согласно традициям пепел должен быть развеян над водой, но для современного общества этот пепел – просто мусор, загрязнитель окружающей среды. Также лишние и сами статуэтки богов – к ним, правда, стали снова обращаться в 80-е, во времена расцвета азартных игр. Считается, что с их помощью можно угадать выигрышные номера. Если они ошибались, идолы становились отбросами.

Новости культуры