25.05.2011 | 10:20

Печать. 25 мая 2011

Тему «классиков и современников» - во всех сферах творчества, от литературного до музыкального – сегодня обсуждают и авторы публикаций в утренней печати. Подробности – в обзоре «Новостей культуры».


***
Он один из последних классиков советской литературы. Советской по времени, но не по сути. Его читают, обсуждают, переиздают и в XXI веке. Так пишут об Андрее Битове «Аргументы и факты». Размышления писателя о современной России, о нашей истории, о народной душе опубликованы в свежем номере еженедельника. Закончил свой монолог Андрей Георгиевич таким заключением: «Разум должен подчиняться душе, а не наоборот. Разум – это такая хитрая штука, что, повинуясь ему, легко пуститься во все тяжкие и наделать непоправимых ошибок. А душа, если ее слушать, она подскажет. Она не обманет…»

***
Журнал «Музыкальная жизнь» в рубрике «Композиторский класс» публикует обширный материал, посвященный выдающемуся русскому композитору Николаю Сидельникову. Композитор оставил огромное творческое наследие, охватив практически все музыкальные жанры. А эволюция его творчества отразила характерные черты развития русской советской музыки, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Достаточно вспомнить ораторию «Поднявший меч», балет «Степан Разин», оперу «Бег», роман-симфонию «Лабиринты». «Место Николая Николаевича Сидельникова в нашем музыкальном социуме, - отмечает журнал, - все еще не соответствует истинной природе его дарования!»

***
«Не матерью, но тульскою крестьянкой… я выкормлен». Эти слова знаменитого поэта, литературоведа, публициста Владислава Ходасевича вспоминает «Литературная газета», публикующая два материала, посвященных 125-летию Владислава Фелициановича. В этом же стихотворении поэт говорит про обретение «мучительного права» – любить и проклинать свою Родину. Так вот: вскормленный русской культурой, поэт никогда этим «правом проклинать» не воспользовался. Но оставил загадку десятилетнего молчания в поэзии, до самой смерти. «Судьба Ходасевича – это спор человека и художника, - пишет «Литературка», - Художника, который то презирает «земной жребий», то завидует ему, то пытается его для себя принять.… Это и один из центральных мотивов его творчества».