29.10.2014 | 16:07

Театр комедии в Петербурге сегодня отмечает юбилей

Театр комедии в Петербурге сегодня отмечает юбилей. Великолепный зал на Невском проспекте, в доме купцов Елисеевых, впервые принял публику еще в 1904-м, но государственным репертуарным театром он стал 85 лет назад. В тридцатые годы здесь играли Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов. Позже наши современники – Александр Демьяненко, Михаил Светин, Анатолий Равикович. Невероятный взлет популярности театр пережил, когда его художественным руководителем стал режиссер-новатор Николай Акимов. О Театре комедии и его истории – «Новости культуры». 

От внешнего к внутреннему – этот творческий принцип Николай Акимов впервые применил в 1935 году, когда получил от Управления культуры самый плохой театр в Ленинграде. Гениальный театральный художник – он реши пойти от внешнего образа героя, а иногда и вовсе от характерной реплики или жеста.

«У него была вахтанговская школа. Он сам художник и рисовал персонажей – как бы актер должен был войти в эту нарисованную картинку», – рассказывает заслуженный артист России Сергей Русскин.

Драматурги, чьи пьесы он выбирал, – уже тогда входили в пантеон живых классиков. С Евгением Шварцем Акимов поставил спектакли, ставшие философскими притчами, – «Тень» и «Дракон». В его кабинете желанными гостями были все – от Паустовского до Солженицына. И с ними он знакомил своих артистов.

«Молодая актриса, наша ведущая актриса, начинающий актер, а это Паустовский, Катаев, Каверин. Он был человек щедрый и хотел, чтобы мы не были малообразованными людьми», – говорит народная артистка России Вера Карпова.

В тридцатые годы шутить было опасно, шутников отправляли в лагеря. Выживали наиболее серьезные и осторожные граждане. Смешить людей – вообще было занятие не только опасное, но и неблагодарное.

«Неоднозначное было отношение к этому у властей: черт его знает – над чем они завтра посмеются. У критиков тоже – если смешно, говорили, что это животный смех, не интеллектуально. Если интеллектуально – говорили, что это уход от жанра, поэтому никогда нельзя было угодить. Но, собственно, не должна комедия этого делать», – отмечает народный артист России Валерий Никитенко.

Потом Николай Акимов научится бороться с бюрократическим контролем – он в совершенстве выучит язык чиновников от искусства и, когда они будут уж слишком донимать его, станет доводить ситуацию до абсурда.

В день рождения театра артисты в основном вспоминают Николая Акимова – именно он научил их смотреть на мир сквозь магический кристалл искусства. Их осталось совсем немного, так называемых акимовцев, но пока хоть один из них остается на сцене, театр будет хранить традиции великого режиссера.


Новости культуры