25.05.2011 | 10:23

Х Юбилейный Международный Чеховский фестиваль начинает работу в Москве

«Пусть сильнее грянет буря!» Самая загадочная пьеса Шекспира в постановке Деклана Донеллана открывает Х Международный Чеховский театральный фестиваль. Вслед за британским мэтром, с первой круглой датой смотр поздравят Робер Лепаж, Филипп Жанти, Мэтью Боурн, Сильви Гиллем, Ромео Кастэлуччи… Честь российской сцены будут отстаивать самые яркие премьеры двух последних столичных сезонов. Встречи со «старыми друзьями» и невероятные открытия – в программе юбилейного Чеховского почти четыре десятка спектаклей, и два месяца аншлагов организаторы гарантируют. Рассказывают «Новости культуры».

68 дней есть у москвичей и гостей на то, чтобы узнать, чем дышал мировой театр за прошедший год. Нынешний Чеховский – юбилейный, десятый. Необычен еще и тем, что совсем сбился с изначального ритма. Задуманный как биеннале, он происходит третий год подряд. Прошлый, юбилейный год Чехова, пропустить было нельзя. Несмотря на такую частоту, в программе фестиваля – лидеры театрального процесса. Маленькая московская театральная жизнь начинается сегодня с «Бури».

«Буря» Деклана Доннеллана – спектакль по Шекспиру, сделанный с русской труппой, репетированный в Тороповце. Это уже 11 явление англичанина в Москве. Добрая половина проектов – для Чеховского. Фестиваль, открывший Доннеллана для России, ему тоже сулит открытия. В этом году режиссер обязательно хочет посмотреть «Пер Гюнта» Марка Захарова. Сам когда-то ставил ибсеновскую пьесу.

«На Чеховский фестиваль я приезжаю уже как в семью. В Россию нравится приезжать из-за людей, спектакли делать – из-за хороших актеров», - говорит Доннеллан.

Московский Чеховский – шкатулка с сюрпризами. Например, три одноактных балета легенды современного американского танца Мерса Каннингема в исполнении его труппы. Сценография одного из них, «Тропического леса», авторства Энди Уорхола. Шанс увидеть это – один из последних. Каннингем ушел в 2009-м. В конце этого года его труппа прекратит существование.

Знаменитый хореограф Мэтью Боурн решил вернуть на родину прокофьевскую «Золушку», по дороге заметно изменив ее. Теперь события сказки разворачиваются в Лондоне второй мировой.

«Чем глубже я изучал историю Золушки, тем больше убеждался, что война, как место и время действия, наилучшим образом подходят этому балету. Надеюсь, в спектакле нам удалось передать дух тех, кто жертвовал собою, терял любимых и обретал любовь», - рассказывает хореограф.

Из сюрпризов русской программы, спектакль Владимира Панкова, копродукт его студии Саунд-драма и «Студии 6» из США – «Город.ОК. История». Премьера 15 июля. К репетициям еще не преступали. Сделать спектакль за несколько недель – привычная в Европе практика. В Москве самое трудное – не отвлекаться на фестивальные премьеры.

«Скажу вам честно, как на духу. Боюсь иногда ходить, – говорит Владимир Панков. – Я боюсь, что до меня это кто-то уже придумал. Когда ты вроде не знаешь, ты идешь, ищешь, пускай кто-то уже изобрел это до меня. Говорят, зачем изобретать велосипед. Я говорю: ну хорошо, но это будет мой велосипед. У вас он на двух колесах, а у меня будет на одном и еще три руля. Это интересно!»

Рядом с молодыми экспериментаторами – мэтры. Из российских – Гинкас, Туминас, Захаров, Любимов. Создатель Таганки представляет на Чеховфесте новую работу как раз по чеховским мотивам – «Маска и душа».

«В этом, мне кажется, очень сильная миссия Шадрина и Чеховского фестиваля, что он именно привозит такие спектакли, где зал может соединиться. Профессиональная публики, критика, что тоже еще более сложно, и публика, которая получает свой уровень наслаждения колоссальный. Это очень важно для сегодняшней жизни мирового театра, что театр может дарить радость всем», - говорит театральный критик Алена Карась.

Счастливо прожив почти двадцать лет Чеховский фестиваль, сформировал не одно новое театральное поколение – режиссеров, актеров и зрителей. Те, кто сегодня приходит за глотком «мирового театрального воздуха» заметно отличаются от своих предшественников.

«Важно, что за эти годы сформировался зритель, и очень важно, что мы как-то театральную прослойку в нашем городе и стране немножко расширяем, - говорит генеральный директор фестиваля Валерий Шадрин. – Второе завоевание, то, что мы стали частью мирового театрального сообщества. И среди наших друзей практически все ведущие труппы с нами сотрудничают. Вот это, мне кажется, самое большое дело».

Всякий фестиваль есть маленькая проекция мира, где непохожие, говорящие на разных языках, люди, становятся ближе друг другу и понятнее. Чеховский 2011-го создал для этого все условия.