28.10.2014 | 20:06

В Петербурге нашли уникальную фреску работы Карла Брюллова

В Храме Преображения Господня на Аптекарском острове Петербурга, построенном в 1845 году, реставраторы нашли уникальную фреску работы Карла Брюллова. Знаменитый живописец расписал главный свод после того, как министр внутренних дел граф Перовский посчитал работу, выполненную прежним художником – академиком живописи Сазоновым – неудовлетворительной. В 1873-м была передана лейб-гвардии Гренадёрского полка, с условием, что храм и далее останется приходским. После Революции, в 1923 году церковь была закрыта и переделана под спортклуб. Она была разорена и частично разрушена, фрески неумело закрашены. Сейчас там ведётся реставрация. Рассказывают «Новости культуры».

Чем дольше Артём Голубев работает над этим зеркалом – так называют фреску в овальной раме – тем лучше видит в нём апостола Марка. Уникальную фреску работы Карла Брюллова за толстым слоем краски спрятали в конце тридцатых годов. Чтобы удалить верхний слой, понадобились десятки скальпелей и килограммы ваты.

«Грубая расчистка завершена и сейчас идет утоньшение элементов – для чистоты красок перед профилактической заклейкой. Перед продолжением работ необходимо очистить живопись от запыления», – говорит художник-реставратор Артем Голубев.

В том, что это почерк Карла Брюллова, сомнений быть не может. Мазки смелые, яркие, а краски масляные. Для монументальной живописи это нехарактерно, но именно так делал Брюллов. То же и на эскизах фресок Исаакиевского собора. В его творческой биографии это был самый яркий период.

«Сохранились воспоминания друга-скульптора, и он описывает, что Брюллов тогда испытывал художественный подъем. Он как раз расписывал Исаакиевский собор. Он был в таком творческом восторге, говорил, что если бы ему дали небосвод, он расписал бы его всеми святыми», – рассказывает главный архитектор реставрации Олег Кузеванов.

Полковую Преображенскую церковь построили в 1845 году. Евангелисты Брюллова – на других зеркалах были Лука, Иоанн и Матфей – тогда поразили даже священнослужителей. Об изображениях на парусах купола можно прочитать в документах Петербургской епархии.

Первый настоятель церкви Иоанн Исполатов рекомендовал сделать копии этих изображений, понимая их цену. Он говорил: «Это может быть большой потерей для искусства, когда время или сырость своими действиями коснутся этого высокого произведения». Копий до сих пор не нашли, и теперь реставраторам, скорее всего, придется пользоваться эскизами Брюллова. Они сохранились.

Частично уцелела и позолота на лепнине. Но теперь, чтобы сохранить декор, надо срочно менять кровлю. Раньше живопись от воды защищала краска. А теперь работа Брюллова – буквально под открытым небом. И в подвале – тоже вода. А раньше здесь были саркофаги героев Первой мировой войны.

Здесь были похоронены гренадеры – офицеры, герои Первой мировой войны. Их склепы уничтожены и разграблены, потому что офицеров хоронили с оружием. Здесь были и кавалеры ордена Георгия Победоносца.

На гидроизоляцию и аварийные работы нужны миллионы рублей. А пока денег нет, только и остается полковой церкви стойко переносить все тяготы и лишения службы.

Новости культуры