27.10.2014 | 15:20

Пушкинский музей осваивает новые формы демонстрации фондов

Музей изобразительных искусств имени Пушкина осваивает новые формы демонстрации фондов. Теперь, чтобы увидеть жемчужины коллекции, не обязательно выходить из дома. Достаточно выйти во Всемирную паутину. И то, что раньше было доступно только хранителям музея, теперь открывается на экране. Самые хрупкие экспонаты – гравюры. Они быстро разрушаются под воздействием света, и выставлять их можно раз в несколько десятилетий. Публикацию электронного каталога гравюр начали с немецкой коллекции. Рассказывают «Новости культуры». 

Дожидаться выставки или зайти на сайт – ответ очевиден. Ведь некоторые из 380 тысяч графических листов из коллекции Пушкинского музея будут выставлены только лет через 300 – 400.

«И поэтому, по сути, подобные ресурсы чуть ли не единственный способ прикоснуться к подлиннику и посмотреть глубоко эту коллекцию. Тем более, есть еще важное ограничение – то, что касается публикации: книгу мы выпускаем 1000–2000 штук, и часто это дорогое издание», – рассказал заместитель директора ГМИИ имени А.С.Пушкина по информационным технологиям Владимир Определёнов.

Электронный же каталог бесплатный, а понятие «тираж» и вовсе к нему не применимо. Все плюсы на лицо. Но в музее это мнение разделяли не все. Старший научный сотрудник Галина Кислых сначала выступала против того, чтобы произведения, которые она бережно хранит вот уже больше 40 лет, выложить в сеть на всеобщее обозрение. «Вот мы, старое поколение музейщиков, считаем, что все-таки очень важно издавать собрание, публиковать не в виде электронном, а в бумажном, в книгах. Вот когда уже существует книга, вот тогда – ради Бога», – говорит она.

Альбрехт Дюрер, знаменитый немецкий художник, первым из коллекции Пушкинского музея «отправлен» во Всемирную паутину. Этим работам, по меньшей мере, 500 лет.

После публикации первых гравюр в Интернете Галина Кислых из противника современных технологий превратилась в их сторонника. Ведь если раньше, чтобы определить подлинность гравюры, приходилось напрягать зрение, подсчитывая количество штрихов, то теперь, когда, по ее словам, все увеличено, напрягаться не надо. «Вы просто открываете кусок гравюры, деталь какую-то, и сразу видите все. Как легко и просто стало жить и работать!» – добавляет она.

Символично: когда-то гравюры появились во многом из-за того, что живопись была доступна только для узкого круга аристократии, и не могла удовлетворить запрос на искусство более широких слоев населения. Гравюры же были тиражным искусством. Но о такой аудитории, какую дает Интернет, не мог мечтать даже сам Дюрер.

 

Новости культуры