25.05.2011 | 18:33

Итальянское "Бедное искусство" показывают на выставке в Москве

Выставка "Арте Повера", на которой представлены произведения итальянских художников из собрания Кастелло ди Риволи, открылась в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке в среду.

Кастелло ди Риволи - первый в Италии музей современного искусства, открывшийся четверть века назад в бывшей резиденции королевского дома Савойских и обладающий великолепной коллекцией "арте повера", часть которой привезли в Москву по случаю Года Италии в России. Эта выставка - единственная, на которой можно увидеть инсталляции и объекты художников, причастных к самому знаменитому в мире направлению современного итальянского искусства - остальные в череде пышных мероприятий все больше классического толка. Теперь можно не ограничиваться осмотром "Медузы Горгоны" Бернини, рассчитывая на встречу с "Венерой тряпичной" Микеланджело Пистолетто. Отвернувшаяся от зрителей и в сторону груды наваленного перед ней тряпья, она стала настоящим символом "Арте Повера", то есть "бедного искусства".

Этот термин вошел в обиход с легкой руки искусствоведа Джермано Челанта в конце 1960-х годов, который объединил им произведения тех художников, по большей части молодых туринцев, которые, протестуя против общества потребления и привычных форм творчества, искали новые средства выражения. Использовали они при этом нарочито простые, "бедные" материалы - землю, дерево, железо или же, напротив, отсылающие к прогрессу, вроде пластика или индустриальных отходов.

Выставка начинается прямо в холле музея - там, где во время вернисажей обычно говорят торжественные речи. Входящие зрители сразу видят свои отражения в "Клетке" Пистолетто, который создал целую серию живописных портретов на зеркальных поверхностях. Но в этом случае, как говорит художник, смотрящий на это произведение, отражаясь, становится главной его частью.

Здесь же разрезает пространство "Крест" Лучано Фабро, высятся гигантские "Деревья" Джузеппе Пеноне и мерцает неоном "Иглу с воронкой" Марио Мерца, который был помешан на числах и всякого рода прогрессиях. Пример тому - его работа "Реальная сумма - это сумма людей", где ряд фотографий со все прибывающими посетителями ресторана подсвечивают неоном числа Фибоначчи.

Этажом выше стоит еще один иглу Мерца, покрытый холстом с нарисованными на нем копьями, сопроводительная подпись гласит, что называется он "Шатер Каддафи".

На выставке можно увидеть множество удивительных вещей из самых необычных материалов. Например, забранные за сетку лавровые листья, источающие тонкий аромат - это масштабная инсталляция Пеноне "Вдыхая тень", а в "Зеркале Италии" Фабра ничто не отражается из-за навитых на него свинцовых лент, зато в нем легко читаются географические очертания страны.

В общей сложности на выставку привезли порядка 30 произведений, разглядывая которые, стоит попытаться понять, что за идея стоит за каждым из них, учитывая, что на арт-рынке "бедное искусство" - это искусство отнюдь не для бедных.