25.05.2011 | 19:55

"Святая Русь" в Третьяковской галерее

Такое количество шедевров древнерусского искусства вместе нельзя увидеть ни в одном музейном собрании. Уже завтра Третьяковская галерея распахнет свои двери для всех, желающих прикоснуться к «Святой Руси». Эту экспозицию, открывшую в Париже год России во Франции, уже назвали беспрецедентным выставочным проектом. Теперь всю эту немеркнущую красоту увидят и российские зрители. Рассказывают «Новости культуры».

Благодаря амбициозным французам такое стало возможно. Соединить пять сотен допетровских шедевров в одном пространстве. «Святую Русь» в Лувре посетили 260 тысяч человек: изучали русскую историю в хронологии. В русском варианте – состав выставки тот же, только рассказывает об идеальной модели общественного и духовного устройства.

«Для нас для всех очень важна проблема нашего национального самосознания. И совершенно неожиданный опыт выставки Левитана это очень ярко продемонстрировал, потому что потребность в обществе есть. И выставка, которую мы показываем сейчас, заставляет нас задуматься о нашей собственной истории, о том, как и откуда мы взялись такие, какие мы есть сейчас», - говорит генеральный директор ГТГ Ирина Лебедева.

«Святая Русь» - понятие многозначное. Это страна, живущая под покровом или под покровительством Богородицы: вот и белокаменные детали знаменитого Покровского собора на Нерли, и чудотворные иконы. Это и Русь почитаемых святых, от Бориса и Глеба и князя Владимира. Это и монастыри, центры духовного возрождения, культуры живописи и рукописных произведений.

«Это и разговор о том, что жизнь любого христианина от начала до конца связана с определенными предметами. Повседневная жизнь - от рождения до смерти. От нательного креста до надгробного иконостаса», - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ Наталья Шередега.

Слово «самый» применимо здесь к каждому экспонату. Самое древнее Остромирово Евангелие XI века, хранящееся в отделе рукописей российской государственной библиотеки целиком могут увидеть лишь десяток специалистов. Здесь, в оцифрованном виде, оно доступно всем. Самое первое изображения праздника Покрова Божьей матери – на Златых вратах XIII века из Собора Рождества Богородицы Суздаля. И единственный экспонат из Лувра – армилла или наплечник из парадного облачения Андрея Боголюбского. В 1933 году он был продан за границу, и выкуплен обществом друзей Лувра. Где находится второй наплечник – до сих пор загадка.

«Это - главная тайна выставки. Есть такой же наплечник в Нюрнберге, на котором тоже – Иисус Христос с крестом. Армилла тоже из России. Но нам со специалистами из Владимира кажется, что это – разные наплечники», - говорит хранитель выставки «Святая Русь» в Лувре Жанник Дюран.

Для школьника и академика, человека глубоко православного и только стремящегося к вере предусмотрены разные уровни экскурсий. Для посетителя удаленного – интернет-версия.

«Можно сразу с помощью ай-фона войти в интернет-пространство, познакомиться с каждым экспонатом и воспользоваться перемещением по залу выставки», - говорит Андрей Воробьев, заместитель генерального директора ГТГ.

Если идти верным, предлагаемым устроителями путем, то начать следует с «рождения в духе» - от домонгольских артефактов – и добраться до «неба на земле» - православного храма и его символов.

Здесь главное не факт, а идея. В таком изложении выставка призвана полнее показать целостный мир православия. До середины августа российский зритель сможет систематизировать свои познания в истории и приблизиться к идеалу Святой Руси.