26.05.2011 | 14:10

В Мультимедиа Арт Музее показывают произведения арте повера

В культурной программе Года Италии в России есть место как шедеврам Рафаэля и Боттичелли, так и произведениями арте повера, что переводится как «бедное искусство». В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, где представлены классические работы итальянских художников этого направления. Они первыми стали использовать простые, «бедные» материалы, чтобы рассказать об отношениях человека с природой, технологией и искусством. Рассказывают «Новости культуры».

«Когда б вы знали из какого сора» - это о них, - создателях арте повере. Венера Тряпичная Микеланджело Пистоллето - античная красота перед грудой тряпья - классическое искусство на свалке современности - сегодня - классическое произведение современного искусства.

«Художник - он может делать искусство из всего - из веников, неонового света, из самых разных материалов», - объясняет скульптор Игорь Шелковский.

«Эта та традиция, к которой мы относимся, и продолжаем эту линию», - отмечает художник Франциско Инфанте.

Идея сегодня общепринятая, в конце шестидесятых была не столь очевидной. Антиэлитарный пафос в послевоенной Италии - бедность на фоне бедности - наверное, не всем арте повере казалось искусством. Но создатели направления уже тогда думали о том, как из простых материй возвести крепость для защиты от индустриализации, капитализма и потребительской культуры. Многие из них работали в Турине. Поэтому теперь, в этом промышленном городе, есть музей современного искусства - настоящая крепость - Кастелло ди Риволи. Руководит им дочь двух заметных художников арте повера - совместный проект Марио и Маризы Мерц - Беатриче.

«Так уж вышло, я с рождения в этой теме. Пока росла, меня окружало арте повера, теперь я его историк, хранитель и директор музея. Работы много, интерес к этому направлению огромный», - рассказывает директор Кастелло ди Риволи - Музея современной культуры (Италия) Беатриче Мерц.

Отец Беатриче - Марио Мерц строил иглу - простой быстровозводимый кров из местных материалов. Мать Беатриче - Мариза Мерц - плела узоры из медной проволоки, в цинковом тазу, с помощью воды, извлекала звуки из парафиновой скрипки. Они работали в НИИ материаловедения и любили противоположности. Если есть холодильная установка - нужна свеча. Работа Пьеро Паоло Кальцолари. Он же писал неоновыми трубками слова вроде -«открытие» и заставлял зрителей в поисках искусства смотреть вверх. А Джузеппе Пенноне обучал зрителя обонянию. В этому углу Мультимедиа Арт Музея - запах лавровой рощи. Пластины из сухих листьев и бронзовые легкие - работа «Вдыхая тень». На московской выставке тридцать произведений - и все в рифму.

«Пока я собирала эту выставку, почувствовала интенсивность диалога между художниками направления. Мне как куратору не надо было изобретать отношений между отдельными произведениями - эти отношения ощутимы», - говорит куратор Елена Джеуна (Италия).

К 150-летию объединения Италии выставки «Арте повера» пройдут в пяти музеях страны. И, конечно, не обойдутся без работ, привезенных на время в Москву. Ведь в массе своей - это очень известные, хрестоматийные вещи. И ценят их в Италии настолько, что на открытие выставки в Мультимедиа Арт Музей приехали и посол Италии Антонио Ланди, и министр культуры Италии Джанкарло Галан.
 

Читайте также:

Итальянское "Бедное искусство" показывают на выставке в Москве

Русские и итальянцы говорят на одном и том же "языке культуры"

Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России>>>