23.10.2014 | 19:33

В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка "Совершися книга сия"

Уникальные иконы, а также предметы церковного обихода вошли в состав выставки, которая открылась в Музее им. Андрея Рублева. Она посвящена первопечатнику Ивану Федорову. «Совершися книга сия»  так звучит подзаголовок экспозиции, приуроченной к 450-летию издания Апостола  первой русской датированной печатной книги. Выход её в свет положил начало новой эпохе в развитии русской истории и культуры. Рассказывают «Новости культуры». 

История российского – главным образом московского – книгопечатания представлена на выставке изданиями Священного писания. Эти тексты – основа христианской средневековой культуры.

«Когда помимо книг Нового и Ветхого заветов стали печатать иные сочинения, скажем, большой популярностью стала пользоваться азбука. Издания были не бог весть какие по тиражу, но тем не менее это была возможность как бы показать и дать людям в руки серьезный материал», – рассказывает директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.

Апостол Ивана Федорова был издан в 1564 году. Впервые на книге были указаны выходные данные. Для Апостола специально разработали старопечатный стиль, в основе которого лежал рукописный. В книге были размещены гравюры – вещь для того времени революционная.

«До того такой графики не было вообще в принципе. Здесь же совершенно потрясающий образ Луки, сидящего перед пюпитром со свитком евангельским, а вот украшения самого текста имеют давнюю традицию», – говорит Геннадий Попов.

Эти традиции воссозданы и в другом выдающемся произведении Ивана Федорова – в Острожской Библии, вышедшей огромным по тем временам тиражом – более 1200 экземпляров. Она стала последней работой Ивана Федорова. Более 600 листов, около 3 миллионов знаков. Для Острожской Библии был специально изготовлен мелкий шрифт кириллического и греческого алфавитов. Ее листы украсили 81 заставка, 68 концовок и около полутора тысяч гравированных инициалов, восходящих к венецианской книжной графике эпохе Ренессанса.

Если этот образец Библии был повторен всего однажды – спустя столетие – то, например, Елизаветинская Библия за полвека выдержала десять переизданий. Первое издание украшали только фронтисписы. Во второй редакции появились сюжетные гравюры.

«Это была гравюра на меди. В отличие от гравюр XVII века, которые делались на дереве, она позволяла воспроизвести более тонкий рисунок, и над этими гравюрами трудились, конечно, лучшие граверы Академии наук и художеств Санкт-Петербурга», – поясняет куратор выставки Лариса Алехина.

В экспозиции – и издания начала XX века, когда резко возрос интерес к истории русского книгопечатания. Здесь образцы рукописной Библии, воспроизведенные уже в новой технике – хромолитографии. Можно увидеть и миниатюрное размером в 32-ю долю листа трехтомное Евангелие с золотым тиснением и обрезом.

 Новости культуры