26.05.2011 | 15:54

Фестиваль паровых судов Петербурга

У причала Приморска ошвартовалась флотилия финских пароходов. Пятнадцать судов разного класса и водоизмещения пересекли российскую границу, чтобы принять участие в фестивале паровых судов Петербурга, который пройдет в рамках дня города. Сегодня утром пароходы взяли курс на юг, к Северной столице, 28 мая они войдут в Неву. Рассказывают «Новости культуры».  

Полтора десятка судов из разных городов Финляндии. Каждый из них бережно сохранен судовладельцами. Хозяева разные - муниципалитеты, общественные организации или частные лица, но объединяет пароходы одно - все они ходили по Финскому заливу в конце девятнадцатого - начале двадцатого века. Флагман сухогруз Венно из города Пуумала. В Россию последний раз судно заходило в 1917 году.

«Это было построено в Саволлинне, это - город на Сайме, этот корабль привозил дрова в Петербург, с Юго - Запада Финляндии через Сайменский канал. Сейчас уникальная возможность, когда нас пригласил город Петербург», - рассказывает куратор проекта Тууле Вайникка.

Старенькие пароходы за свою столетнюю историю переделали множество дел. Возили пассажиров и грузы, доставляли почту и таскали тяжелые баржи. Для поддержания формы владельцы пошли на серьезные расходы – к примеру, оборудование на мостике соответствует самым строгим требованиям морского регистра.

«Путешествовать по Финскому заливу - без проблем , вот эти приборы навигации у нас самые современные», - показывает капитан парохода «Венно».

Флотилия должна оказаться в Петербурге ко Дню города. Времени на дорогу в обрез, терять его нельзя, а потому, сразу после швартовки, начинается бункеровка - загрузка топлива. Вопреки утверждениям скептиков, никаких дополнительных, спрятанных под палубой, дизелей на пароходах нет. Только испытанные паровые котлы. Дрова для них грузит вся команда.

Главное топливо у всех судов флотилии - вот такие березовые чурки, причем, чтобы судно могло двигаться в течение часа, - необходим, как минимум, кубометр, нетрудно подсчитать, сколько нужно на всю флотилию, если отсюда до Петербурга - 12 часов ходу.

Заказ на сто восемьдесят кубометров березовых дров отправили в Приморск заблаговременно. Причем – бревна должны были сушиться, как минимум, два года, а длина каждого полена – ровно один метр. Таковы требования механиков. Еуне Хамалайнен следит за машиной «Венно» более тридцати лет. Говорит - единственный минус агрегата – отсутствие запчастей. При поломках детали приходится вытачивать самому. В-целом же агрегат уникальный, на ходу работает тихо и плавно.

«Самое важное - вот этот датчик, и это давление, если не уследить, то двигатель может стать горячим и даже взорваться», - объясняет механик Еуни Хамалайнен.

Когда финская флотилия войдет в Неву, почетный караул для нее будет состоять из двух десятков современных речных судов. Они выстроятся в ряд, а старинные корабли пойдут вверх по течению - выпуская пар из труб, и подавая гудки - бережно сохраненные символы невского судоходства и общей российско-финской истории.